Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом (условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзак для первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н"]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й" а], ё [й" о], ю [й" у], е [й" э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й"], [а]. Звук [й"] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й"а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Балюк Оксана Сергеевна,

Логопед КГКП

«ясли-сад «Берёзка»

Пос. Шахан

Карагандинская область

Цель:
1) познакомить родителей с разбором слова: слого-звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка;

2) развивать творческий потенциал родителей; развивать умение родителей анализировать собственную деятельность, объективно ее оценивать, находить пути решения;
3) создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместной работе.

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» А. А. Венгер.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Давайте определим степень значимости компонентов готовности для вашего ребенка и для вас к началу обучения в школе.

«Диаграмма решений»
Перед каждым из вас лежит конверт с цветными полосками (полоски - параметры школьной зрелости):
черный цвет - физическая зрелость;
желтый цвет - волевая зрелость;
синий цвет - эмоциональность;
интеллектуальная зрелость:
красный цвет - умение писать;
зеленый цвет - умение читать;
фиолетовый цвет - умение считать.
Вам нужно подрезать каждую полоску до нужного уровня в соответствии со степенью значимости компонента готовности лично для вас, т.о. Получается диаграмма со столбиками разной высоты (чем выше столбик - полоска, тем компонент более значим).
Из ваших диаграмм видно, что умение читать не стоит на последнем месте. Сегодня мы с вами вспомним правила фонетики русского языка, как проводить слого-звуковой анализ слова.

Правило 1.
Если звук произносится легко, свободно, протяжно и воздушная струя не встречает преграду, то это гласный звук (а, у, о, и, э, ы). если воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык), то это согласный звук.
Игра «Нотная лесенка», «Гусеничка»
цель: умение определять звуки: гласный, согласный
взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх. Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Песенку желательно петь сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам ааа, а потом редко, прерывисто с паузами а-а-а. Нарисуйте вместе с ребенком эту нотную песенку и играйте в нее. Ходите по ней пальчиками (вверх - вниз), водите по ней игрушку.

Правило 2
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Если при произнесении звука, положив тыльную сторону ладони на горло, вы чувствуете, что горлышко гудит, вибрирует, то это звонкий согласный, если нет, то это глухой согласный звук.
Парные согласные звуки на конце слова оглушаются и превращаются в соответствующие парные глухие согласные звуки.
Игра «Звонкий - глухой».
Цель: закрепить умение определятьзвонкость-глухость согласных звуков.
Ход игры: логопед называет ряд звуков дифференцируемыми по звонкости – глухости, задача детей определить, как произносится данный согласный звук – звонко или глухо.

Правило 3
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласного звука определяется на слух, т. е. Звук звучит жестко, твердо или мягко,ласково.

Игра ««Кулачки ладошки» - потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
«Помоги зайке достать шарик»
Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.
Ход игры: логопед называет ряд слов или демонстрирует картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому - если мягкий.
Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.
Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Правило 4
Правило деления слов на слоги гласит: сколько гласных звуков, столько и слогов.
Игра «Домики».
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Ход игры: логопед называет слово или демонстрирует картинку, задача детей определить количество слогов и заселить в нужный домик (одноэтажный - 1 слог, двухэтажный - 2 слога, трехэтажный - 3 слога).

Правило 5
Чтобы правильно поставить ударение, назовите вместе с ребенком слово. Почувствуйте, какой гласный звук дольше и больше тянется, т. е. ударный звук
Игра «Потерялись…».
Цель: закрепить умение выделять ударный звук.
Ход игры: Потерялись слова-картинки, нам надо с вами их найти. Если мы их правильно позовем, то слово-картинка появится перед вами.

Разбор слов мак, петух.

Заканчивая разговор, хочется еще раз подчеркнуть, что готовя ребенка к школе, необходимо научить его слышать, видеть, запомнить и перерабатывать полученную информацию. Будьте терпеливы, уверены в том, что Ваш ребенок замечательный, умный, а главное любимый.

Нам важно знать Ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я предлагаю послать телеграмму тем кто не попал к нам на занятие.
«Телеграмма»
Напишите несколько предложений о том, где вы и что Вы вспомнили, узнали нового, взяли себе на заметку.
Спасибо всем! Успехов Вам и Вашим будущим первоклассникам.

Меняется после изучения темы

Звуки гласные и согласные. Слияние. Согласный звук вне слияния».

1. Назови слово по картинке.

2.Как ты понимаешь его значение? (домашние птицы)

3. Сколько в слове слогов? (в слове куры 2 слога,

потому что в нём два гласных звука [ у] [ ы ].

4.Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [ку] ударный)

5. Произнеси первый слог: [ку]. Как называется этот слог? (слог [ку] -это

слог - слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].

Произнеси второй слог: [ры]. Как называется этот слог? (слог: [ры]- это слог- слияние согласного звука: [р] с гласным звуком: [ы].

6. Итог. Монолог ученика.

Монолог ученика:

На картинке изображены куры. Куры - это домашние птицы. В слове «куры» два слога, потому что в нём два гласных звука [у] и [ы].

В слове «куры» первый слог ударный.

Первый слог – это слог-слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].

Второй слог – это слог-слияние согласного звука [р] с гласным звуком [ы].

Слого - звуковой анализ слов (основной период ОГ)

(НИТКА)

1. Произнеси слово [н’итка].

2.Как ты понимаешь его значение?

3. Сколько в слове слогов? Почему? (в слове нитка 2 слога, потому, что в нём два гласных звука [ и ] [ а ]).

4. Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [н’ит] ударный)

5.Произнеси первый слог: [н’ит]. Как называется этот слог? (слог [н’ит] ударный, этот слог состоит из слияния мягкого согласного звука [н`] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т ] вне слияния.

Произнеси второй слог: [ка]. Как называется этот слог? (слог: [ка], это слог - слияние твёрдого согласного звука [к] с гласным звуком [а].

6.Составь звуковую схему слова.

7.Расскажи о слове нитка по звуковой схеме.

Монолог ученика.

На картинке изображена нитка. Нитка - это верёвка для шитья. Слово «нитка» состоит из двух слогов, потому, что в нём два гласных звука [и], [а]. Первый слог – ударный. Слог [н’ит] – состоит из слияния мягкого согласного [н’] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т] вне слияния. Второй слог [ка] – это слог-слияние твёрдого согласного [к] с гласным [а].

8. Какой буквой обозначается каждый звук?

(звук [н’] обозначается на письме буквой эн; звук [и ] – буквой и; звук [т] – буквой тэ; звук [к] – буквой ка; звук [а]- буквой а.

Модуль 4. « Правила чтения гласных и согласных букв. Обучение чтению слогов и слов. Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Особенности изучения йотированных гласных букв».

Аналитико-синтетическая работа в период ОГ

Основой обучения грамоте является звук, на уроках прово­дятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и сло­гов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что по­лезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма (пропедевтика).

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разрабо­таны СП.Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.

Анализ

· Выделение слов из речевого потока: речь -> предложение -> слово.

· Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, вы­деление ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

· Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке.

· Перечисление звуков в слове, их последовательное называ­ние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава - Сла-ва - С-л-а-в-а - 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла, ва.

· Артикулирование звука, анализ его образования:работа органов речи.

· Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (осо­бенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глу­хих).

Синтез

· Произношение слога или слова, предварительно подвергну­того звуковому анализу, составление его из букв раз­резной азбуки + чтение.

· Образование слоговых таблиц на основе гласной или согласной букв; чтение слоговых таблиц.

· Чтение слов по подобию: сыр - сор, сом - сам и т. п.

· Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал - мало, мел - смел и т.п.

· Добавление буквы в середине слова: плот - пилот.

· Перестановка букв: пила - липа.

· Перестановка слогов: сосна - насос.

· Отбрасывание буквы или слога: сухари - сухарь, машина - маши.

· Добавление слога: наша - Наташа.

Вобучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей (звуковых схем слов), которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивным способом чтения (целыми словами).

Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, - это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава - это анализ.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент про­изнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение соб­ственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Например, анализ звука [о] - губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос;

[в] - верхняя губа немного приподнята, нижняя касается верхних зубов, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос.

Но не все звуки поддаются артикуляционному анализу в I клас­се: [щ], [ц ], [ч], [и], [г], [к], [х ].

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без сло­весных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учи­тель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделени­ем и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие уп­ражнения:

Печатание буквы и называние ее;

Обведение буквы по контуру и называние ее;

Штриховка буквы большого размера и называние ее;

Лепка буквы из пластилина или конструирование с помо­щью цепочки;

Раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву . Уз­наванию помогут следующие упражнения:

Нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

Закрашивание требуемой буквы в тексте;

Называние букв, записанных в алфавитном или ином по­рядке (дети должны называть первую букву, за­тем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.);

Узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

Узнавание букв, напечатанных частично (игра «полубуковка»);

4.2 Этапы формирования навыка чтения

В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слога­ми. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:

Слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь;

Слог-слияние (СГ): о-са;

Слоги, образованные слиянием с примыкающими соглас­ными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул, куст;

Закрытые слоги (ГС): он и т.д.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чте­ния внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозна­чений. Принятые в букваре и азбуке вспомогательные пометы яв­ляются одним из возможных сигналов привлечения внимания ре­бенка к структуре читаемого слова.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное яв­ление с развернутой системой ориентировок зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных. Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориен­тиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графи­ческие средства письменной речи, как гласные и согласные бук­вы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на примере слов, имею­щих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только дан­ная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая или пос­ледующая. В более общей форме слоговой принцип русской гра­фики можно охарактеризовать поэтому как позиционный прин­цип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе, и к пробелу.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной пози­ции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты.О куни. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются после­дующие буквы или пробел между словами:

Если после согласной буквы идет пробел, то произносится соответствующий твердый согласный звук;

Если после согласной буквы следует буква ь, то произно­сится соответствующий мягкий согласный звук;

Если после согласной буквы находится гласная, то, не про­износя согласного звука, необходимо по гласной букве оп­ределить, является он твердым или мягким (и, е, ё, ю, я- показатели мягкости предшествующих согласных), и про­изнести оба звука слитно, сразу;

Если после согласной буквы идет согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как глас­ные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозна­ченных ими, в одном произносительном комплексе. Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предше­ствующего согласного определяется гласной буквой;

3) согласную букву или несколько согласных букв, находящих­ся после слияния (СГ) , которые в этом случае обозначают звуки, произ­носимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ , которые с этим СГ прочитываются целым слогом ;

5) букву ь после согласных, которая указывает, что соглас­ные звуки следует произнести мягко;

6) мягкий и твердый знаки перед йотированными гласными буквами, указы­вающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении гра­моте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения сло­га-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим и объяс­няется, что после ознакомления с новой буквой проводится обу­чение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв (чтение слогов-слияний).

На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение сло­говым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.

Учащихся, овладевших до школы приемами чтения по бук­вам (неправильный способ чтения), необходимо обучить слоговому чтению.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на осно­ве фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризует­ся чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строч­ку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чте­ния» ребенка.

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного текста проверяется с помощью вопросов (смысловой анализ текста). Этой же цели слу­жат беседы как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На первых ступенях аналитического чте­ния выразительность невозможна, так как дети не могут в доста­точной степени выделить ударные слоги, передать интонацию за­конченности, вопроса и т.п. Поэтому на этапе аналитического чте­ния рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

4.3 Таким образом, можно сформулировать следующие правила чтения:

Мама - читаем «твердо» (буква а – указывает на это).

Липа – первый слог читаем «мягко» (буква и – указывает на это).

3. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) после слияния (СГ), ее (их) нужно причитать к слиянию .

Кот – читаем слияние ко и причитываем согласную букву т , называя звук, который она обозначает.

4. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) перед слиянием, она (они) прочитываются вместе со слиянием одним слогом.

Кто – прочитываем согласную букву к вместе со слиянием то одним слогом.

5. Если в слоге на первом месте стоит гласная буква, а потом согласная буква (ОН, УМ), то объединяются 1 и 3 правила: узнаем и называем гласную букву и причитываем согласную букву.

6. После изучения буквы Ь добавляется правило: «Если в слове после согласной буквы стоит ь, то читать нужно «мягко».

Конь – читаем слияние ко и причитываем букву н «мягко».

Слова для тренировки (попробуйте научить читать эти слова – поработайте в парах):

1-й класс (1–4)

Тема. "Слияние согласного звука с гласными".

Цели. Учить детей делать слого-звуковой анализ слова; познакомить со слогом-слиянием; развивать речь детей, фонематический слух, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе, внимание.

Оборудование. Схемы слов, иллюстрации домашних животных, кукла-мальчик, почтальон Печкин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадки.

II. Повторение пройденного (кукла-игрушка)

У. Жила-была на свете девочка Маша, жила она в большом городе. Ей было 6 лет, как и вам. Наступило лето, и она решила поехать к дедушке в деревню. Дедушка жил далеко-далеко, и Машенька могла доехать только на... А вот на чем, нам надо узнать. Давайте отгадаем загадку.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Дети. На поезде.

У. Машенька пришла на вокзал, купила билет, но он оказался зашифрованным. Девочка долго думала, гадала, но не могла его расшифровать.

На доске.

–Ребята что написано на билете?

Д. Схема предложения.

У. Сколько слов в этом предложении?

Д. Три.

У. Составьте предложение о Маше и билете.

Д. Маша купила билет.

У. Ребята, что обозначает длинная черта в первом слове?

Д. Начало предложения.

У. Что обозначает точка?

Д. Конец предложения.

У. С заданием вы справились, билет расшифровали, а теперь можно отправляться в гости к дедушке. Дети, а как надо вести себя в гостях?

Д. Быть вежливыми, не кричать, культурно вести себя за столом.

У. Машенька взяла с собой своих друзей – звуки, ведь ей осенью идти в школу и надо многому научиться.

–Ребята, какие звуки она взяла с собой, гласные или согласные?

Д. Гласные.

У. Почему вы так решили?

Д. Карточки красного цвета.

У. Какие звуки называются гласными?

Д. Звуки, при произношении которых во рту нет преграды, они тянутся, поются, – называются гласными.

У. Какими квадратиками обозначаются?

Д. Красного цвета.

У. Итак, отправляемся в путь.

III. Физкультминутка

У. Паровоз кричит: "Ду-ду,
Я иду, иду, иду".
А колеса стучат,
А колеса говорят:
"Так-так-так!"

(Ходьба на месте на полусогнутых ногах, согнутыми руками делают движения вперед-назад. )

– Вот поезд пришел в деревню Абэвэгэдейку (карточка на доске ). На перроне Машеньку встречал дедушка, но не один, с ним были жители села – звуки.

– Какие звуки пришли встречать?

Д. Согласные.

У. Почему вы так решили?

Д. Согласные звуки мы пока обозначаем белыми квадратами.

У. Какие звуки называются согласными?

Д. Звуки, при произношении которых во рту образуются преграды, называются согласными.

IV. Работа по развитию речи

У. Согласные звуки обрадовались очень, что с Машей приехали гласные звуки, стали угощать чаем и разговаривать. Согласные звуки рассказали, как интересно жить в деревне у дедушки. И Машеньке очень хотелось все рассмотреть, обо всем узнать. Проснувшись очень рано, Маша вышла на крылечко дома и увидела такую картину.

Учитель показывает картинку "Сельский двор".

–Ребята, расскажите, что Маша увидела у дедушки во дворе.

Дети составляют рассказ.

–Каких животных увидела Маша?

Д. Кошку, собаку, кур.

V. Знакомство с новым материалом

У. Вдруг девочка слышит: "Му-му-му". "Ой, – испугалась Маша, – кто это так кричит?"

Д. Корова

У. Как кричит корова?

Д. Му-у-у!

У. Му – это слог или слово?

Д. Слог.

У. Посадите его на язычок и послушайте, из каких звуков он состоит.

Дети с учителем медленно произносят [м-м-у-у].

– Дети, мы не произносим звуки отдельно [м], [у], а произносим плавно, напевно. В слоге му два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся сразу, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга, слитно. Звуки, которые произносятся слитно, называют слогом-слиянием.

Учитель показывает на модели, как согласный и гласный звуки сливаются. Дети демонстрируют квадрат с карманчиком. Они вставляют и образуют слог-слияние.

– Буренка познакомила нас со слогом-слиянием, большое ей спасибо.

VI. Закрепление первичных знаний по теме

У. Дети, придумайте слоги-слияния и покажите на модели, как звуки образуют слияние.

Д. Ба – [б], [а], ма – [м], [а].

VII. Физкультминутка

У. А теперь всем надо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз – и так стоять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

Но Машеньке обо всем хочется узнать. И она пошла дальше, подошла к маленькому домику и постучала тихонько в дверь. И вдруг услышала за дверью: "Ко-ко-ко. Кудах-тах-тах!" Кто бы это мог быть?

Д. Это куры.

У. Найдите карточку-схему слова куры .

Слого-звуковой анализ слова (одновременно учитель на доске составляет схему слова).

– Количество слогов?

Д. Два слога.

У. Ударный слог?

Д. Первый слог ударный.
– В первом слоге два звука, которые образуют слияние.
– Во втором слоге два звука, которые образуют слияние.

Дети раскрашивают, получая слог-слияние (учитель рисует на доске).

У. А кого еще Машенька увидела, вы узнаете, отгадав загадку.

Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки да перинки –
Они пловцы прекрасные,
На ножках – ласты красные.
Кто это?

Д. Гуси.

Показ иллюстрации.

Слого-звуковой анализ слова гуси , составление схемы слова из слогов-слияний. Рассуждения детей.

– В слове два слога, первый – ударный. В первом слоге два звука, образующих слияние.
– Во втором слоге два звука, образующих слияние.

VIII. Логические упражнения

У. Машеньке очень понравилось у дедушки. Она даже сочинила такую чистоговорку.

Му-му-му – молока кому?
Ко-ко-ко – кошка любит молоко.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Какие слоги-слияния повторяются у Маши в стихах?

Д. Му , ко .

У. Ребята, дедушка предлагает вам с Машей поиграть и подобрать схему к каждому слову.

Дети рассуждают и соотносят слова с нужными схемами.

IХ. Итог урока

У. Что нового узнали на уроке?

Д. Согласный и гласный звуки могут образовывать слияния.

У. Когда так получается?

Д. Звуки должны стоять так: согласный и гласный. Звучание у них неразрывное.

У. Как слияние обозначается на схеме?

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы );
  • с общим гласным (ка - та - ма - ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).
  • Односложные (дом, мак ).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт ).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка. ).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.