КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - молдавский господарь, светлейший князь, российский государственный деятель, музыкант, писатель.

Из ро-да Кан-те-ми-ров. Сын молдавского гос-по-да-ря К. Ф. Кан-те-ми-ра. Отец А. Д. Кан-те-ми-ра . В 1688-1691 годах по сло-жив-шей-ся тра-ди-ции (всту-пив-ший на молдавский пре-стол гос-по-дарь в знак вер-но-сти и пре-дан-но-сти турецкому сул-та-ну по-сы-лал ему сво-его сы-на) на-хо-дил-ся в за-лож-ни-ках при дво-ре сул-та-на Су-лей-ма-на II в Кон-стан-ти-но-по-ле. Обу-чал-ся в греческой Ду-хов-ной ака-де-мии (изу-чал восточные язы-ки, латинский и древнегреческий язы-ки, фи-ло-со-фию, литературу и др.), а так-же в Ака-де-мии Па-ди-ша-ха (Enderum Hüma-yün) - учеб-ном за-ве-де-нии при дво-ре сул-та-на, в ко-то-ром по-лу-ча-ли об-ра-зо-ва-ние де-ти знат-ных и со-стоя-тель-ных ино-стран-цев или под-дан-ные Ос-ман-ской им-пе-рии хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Осо-бое вни-ма-ние уде-лял изу-че-нию турецкой музыкальной куль-ту-ры: ов-ла-дел вир-ту-оз-ной иг-рой на тан-бу-ре и тео-ре-тическими ос-но-ва-ми восточной му-зы-ки, ор-га-ни-зо-вал музыкальную шко-лу, в ко-то-рой пре-по-да-вал по собственному ме-то-ду. Под име-нем Кан-те-мир ог-лу за-вое-вал ши-ро-кую из-вест-ность как ав-тор турецких клас-сических музыкальных ком-по-зи-ций, изо-бре-та-тель бу-к-вен-ной (на ос-но-ве арабского ал-фа-ви-та) музыкальной но-та-ции.

По-сле воз-вра-ще-ния в Яс-сы и смер-ти от-ца (март 1693 год) воз-ве-дён на молдавский гос-по-дар-ский пре-стол. Од-на-ко под дав-ле-ни-ем мно-го-лет-не-го не-дру-га Кан-те-ми-ров гос-по-да-ря Ва-ла-хии К. Брын-ко-вя-ну был от-стра-нён от вла-сти и в апреле 1693 года уе-хал в Кон-стан-ти-но-поль. Про-дол-жал за-ни-мать-ся литературой, ис-кус-ст-ва-ми и нау-ка-ми. Им бы-ли со-б-ра-ны уни-каль-ная биб-лио-те-ка (кни-ги ан-тич-ных ав-то-ров на латинском и греческом язы-ках, тру-ды по ис-то-рии, гео-гра-фии, ас-тро-но-мии и ме-ди-ци-не), кол-лек-ции музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, гра-ви-ро-ван-ных порт-ре-тов ис-то-рических дея-те-лей Ос-ман-ской им-пе-рии и ев-ропейских стран, а так-же гео-гра-фических карт XV-XVII веков. На-пи-сал (на турецком языке) «Кни-гу о му-зы-каль-ной нау-ке с бу-к-вен-ной но-та-ци-ей» (около 1700 года), в ко-то-рой дал сис-те-ма-тическое опи-са-ние на-строй-ки тан-бу-ра на ос-но-ве 33-сту-пен-но-го 2-ок-тав-но-го зву-ко-ря-да. Кантемир под-дер-жи-вал дру-же-ские от-но-ше-ния с по-сла-ми в Ос-ман-ской им-пе-рии - гол-ланд-цем Я. Коль-е-ром, фран-цу-зом Ш. Фер-рио-лем, российским по-слан-ни-ком П. А. Тол-стым и др.

По-сле на-ча-ла русско-турецкой вой-ны 1710-1713 годов при под-держ-ке великого ви-зи-ря Бал-тад-жи Мех-мет-па-ши и крым-ско-го ха-на Дев-лет-Ги-рея II Кантемир был вновь воз-ве-дён на гос-по-дар-ский пре-стол Мол-да-вии. Зи-мой 1711 года он ус-та-но-вил тай-ные свя-зи с эмис-са-ра-ми ца-ря Пет-ра I в Ос-ман-ской им-пе-рии С. Л. Ра-гу-зин-ским-Вла-ди-сла-ви-чем и Г. По-ли-ка-лой. По-ми-мо это-го он вёл тай-ную пе-ре-пис-ку с российским дво-ром и с российским ре-зи-ден-том в Ре-чи По-спо-ли-той А. И. Даш-ко-вым, в ко-то-рой об-су-ж-дал во-прос вы-сту-п-ле-ния пра-во-слав-ных на-ро-дов Бал-кан и Ду-най-ских кня-жеств под эги-дой Рос-сии про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии, а так-же пред-ла-гал ус-ло-вия пе-ре-хо-да Молдавского княжества под про-тек-то-рат Рос-сии. Ого-ва-ри-вал га-ран-тии на-след-ст-вен-но-го прав-ле-ния на молдавском пре-сто-ле, со-ци-аль-ные и ма-те-ри-аль-ные льго-ты, ко-то-рые долж-ны бы-ли быть ему пре-дос-тав-ле-ны Пет-ром I в слу-чае не-удач-но-го за-вер-ше-ния вой-ны. Пред-ло-же-ния гос-по-да-ря бы-ли при-ня-ты ца-рём и в ре-зуль-та-те 13(24).04.1711 года Пётр I и канц-лер Г. И. Го-лов-кин под-пи-са-ли ди-плом, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым обе-ща-ли ус-та-но-вить про-тек-то-рат Рос-сии в от-но-ше-нии Молдавского княжества, а так-же пре-дос-та-вить Кантемиру пра-ва на-след-ст-вен-но-го вла-де-ния.

С при-бли-же-ни-ем российской ар-мии к гра-ницам Молдавского княжества в нём су-ще-ст-вен-но воз-рос-ли про-рус-ские на-строе-ния сре-ди молдавской зна-ти и слу-жи-лых лю-дей, что по-зво-ли-ло Кантемиру в ию-не 1711 года от-кры-то за-явить о вы-хо-де Молдавского княжества из вас-саль-ной за-ви-си-мо-сти от Ос-ман-ской им-пе-рии и о пе-ре-хо-де под по-кро-ви-тель-ст-во Рос-сии. Од-на-ко по-сле не-уда-чи Прут-ско-го по-хо-да 1711 года Кантемир вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть кня-же-ст-во и по во-ле ца-ря вме-сте с семь-ёй по-се-лил-ся в Харь-ко-ве. По-сле смер-ти же-ны (уро-ждён-ной Кан-та-ку-зи-но) 11(22). 05.1713 года он уда-лил-ся в по-жа-ло-ван-ное ему Пет-ром I име-ние - село Дмит-ров-ка Сев-ско-го уез-да. За-ни-мал-ся твор-че-ст-вом, вос-пи-тани-ем де-тей и хо-зяйственными де-ла-ми. В это вре-мя им бы-ли на-пи-са-ны ра-бо-ты: «Опи-са-ние Мол-да-вии» (1716 год), яв-ив-шее-ся пер-вым обоб-щаю-щим тру-дом о Молдавском княжестве на ру-бе-же XVII-XVIII веков, «Ис-то-рия воз-вы-ше-ния и упад-ка От-то-ман-ской Пор-ты» (1714-1716 годы) - пер-вый фун-даментальный труд по ис-то-рии Ос-ман-ской им-пе-рии, и др.

По ука-за-нию Пет-ра I 13(24).02.1720 года Кантемир же-нил-ся на млад-шей до-че-ри князя И. Ю. Тру-бец-ко-го Ана-ста-сии. Се-на-тор (1721 год). Уча-ст-во-вал в соз-да-нии Та-бе-ли о ран-гах 1722 года. Раз-ра-бо-тал и пре-дос-та-вил на рас-смот-ре-ние Пет-ра I сис-те-му усо-вер-шен-ст-во-ва-ния про-изводства и реа-ли-за-ции пень-ки в Рос-сии. Во вре-мя Пер-сид-ско-го по-хо-да 1722-1723 годов воз-глав-лял по-ход-ную кан-це-ля-рию, со-став-лял и пе-ре-во-дил на персидский и татарский язы-ки воз-зва-ния и ма-ни-фе-сты от име-ни императора Пет-ра I к на-ро-дам При-кас-пия и Северного Кав-ка-за. Со-про-во-ж-дая императора Пет-ра I на всём пу-ти сле-до-ва-ния ар-мии, Кантемир вёл пе-ре-пис-ку с мур-за-ми гор-ских наро-дов. Од-на-ко из-за обо-ст-рив-шей-ся бо-лез-ни вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть сви-ту Пет-ра I и ос-та-но-вить-ся на несколько ме-ся-цев в Ас-т-ра-ха-ни. В январе 1723 года Кантемир пе-ре-брал-ся в своё име-ние - село Дмит-ров-ка. По-хоро-нен 01(12).10.1723 года в се-мей-ной усы-паль-ни-це в церкви Свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны Ни-ко-ла-ев-ско-го греческого монастыря в Мо-ск-ве. В 1935 году при сно-се мо-на-сты-ря прах Кантемира был пе-ре-дан Ру-мы-нии и пе-ре-за-хо-ро-нен в городе Яс-сы в со-бо-ре Трёх Свя-ти-те-лей.

Иллюстрация:

«Д. Кан-те-мир в тюр-ба-не». Не-из-вест-ный ху-дож-ник. Конец XVII века. Му-зей изо-бра-зи-тель-ных ис-кус-ств (Руан, Фран-ция). Архив БРЭ.

Господарь Молдавского княжества Мать Ана Бантыш [d] Дети Дмитрий, Мария , Сербан , Матвей, Константин, Смарагда, Антиох , Екатерина-Смарагда Научная сфера Антрополог , языковед , историк , философ , композитор , картограф , писатель , географ , востоковед

Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Silişteni; ныне жудец Васлуй , Румыния) в семье господаря Константина Кантемира . Рано потерял мать. Отец, будучи сам неграмотным, пригласил для детей греческих учителей и дал им хорошее домашнее образование.

Вступив в 1685 году на молдавский престол, Константин Кантемир должен был по обычаям того времени послать в Стамбул заложником одного из своих сыновей, сначала старшего - Антиоха, а в 1687 г. вместо него младшего, Дмитрия. (Некоторые источники указывают иные даты: 1688 и 1689 .) Во время трехлетнего пребывания в столице империи Кантемир усовершенствовал свои познания в литературе, философии, музыке, турецком, арабском, персидском языке.

В 1691 году Кантемир вернулся в Яссы, а после смерти отца в 1693 году был избран господарем, однако под давлением соперника Кантемиров князя Валахии Константина Брынковяну Порта сместила Дмитрия уже через двадцать дней. Он возвратился в Константинополь, где с небольшими перерывами жил до 1710 года. В этот период Кантемир публиковал свои первые труды по философии, этике, музыке, составлял описания Молдавии и Турции.

В 1710 году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют о его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому .

Недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир 13 апреля 1711 года в Луцке заключил с Петром I договор , обязуясь сообщать ему о турецких делах. Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в 1656 году . Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи , страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнёта, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъёме России.

С армией, которую возглавлял фельдмаршал Шереметев , в Молдавию отправился лично царь Пётр I . На реке Прут , примерно в 75 км к югу от Ясс , 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия вырвалась из безнадёжного окружения ценой уступки Турции ранее завоёванного в 1696 году Азова и побережья Азовского моря . Молдавия оставалась под турецким гнётом.

Дети

Оставил двух дочерей и четырёх сыновей. Одна из его дочерей, Мария Кантемир , стала любовницей Петра I и вынашивала его сына, так что шли разговоры о замене ею Екатерины, но мальчик не выжил.

Недвижимость в собственности

Похороны и «перезахоронение останков» Кантемира в Румынии

Дмитрий Кантемир был похоронен в соборе Николо-Греческого монастыря в Москве . В этом же соборе были позднее похоронены усилиями Марии Кантемир останки умершего в Париже Антиоха Кантемира . Останки Кантемиров покоились в соборе, пережив пожар Москвы 1812 года . В советский период начались преследования духовенства и верующих . В 1923 году Николо-Греческий монастырь был закрыт советскими властями и его помещения стояли опечатанные до 1935 года . Зимой 1935 года строения монастыря, включая захоронения, были снесены для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР .

В последней декаде марта 1935 года руководство Народного комиссариата иностранных дел СССР получило информацию из Бюро по расчистке территории строящегося здания Наркомата тяжелой промышленности о том, что в подвалах разрушенного монастыря обнаружены могильные плиты отца и сына Кантемиров . Вероятно в открытии захоронений роль сыграл румынский революционер И. Дик. В своей автобиографии (составлена 10 июля 1936 года) Дик сообщал :

В 1925 году при проведении некоторых исторических исследований мною открыты в Москве останки молдавского господаря Димитрия Кантемира, которые по моему предложению в 1935 г., в июне месяце, были переданы Румынии как исторические ценности

В результате обращения Дика, 3 апреля 1935 года Давид Штерн переговорил с главой румынской дипломатической миссии в СССР Эдмондом Чунту . Чунту была предложена надгробная плита с могилы Дмитрия Кантемира . После беседы с Чунту Штерн обратился в Комитет по охране исторических памятников, к профессору Иванову. Штерн сообщил, что Народный комиссариат иностранных дел СССР решил передать Румынии три могильные плиты (после их обнаружения) - Дмитрия Кантемира, его жены и дочери . В связи с этим Штерн просил, чтобы Иванов установил «принадлежность надгробных плит указанным трем лицам», точно определил «место нахождения их останков» и подготовил все это «оформив соответствующими актами» для «передачи румынской миссии в Москве» .

На момент обращения Штерна останки Кантемира были уже уничтожены. Еще в начале февраля 1935 года руководство Комитета охраны памятников при Президиуме ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обратилась с письмом в Государственный исторический музей . В этом письме содержалась просьба в виду «происходящего сноса собора бывшего Греческого монастыря на Никольской улице» произвести «вскрытие находящихся там гробниц для изъятия музейных вещей и вывезти в литературный уголок нового кладбища бывшего Новодевичьего монастыря останки первого российского сатирика Антиоха Кантемира» . На это письмо была наложена резолюция: «К сожалению, ваше обращение опоздало на месяц» . Это означало, что все захоронения, в том числе и Кантемиров, были снесены к январю 1935 года и вывезены на свалку со строительным мусором

Неудивительно, что Иванов в срок просьбу не выполнил. Штерн в письме от 14 мая 1935 года установил срок исполнения этой просьбы - 25 мая того же года . На этот раз «останки» нашли. 21 мая 1935 года группа археологов во главе со старшим научным сотрудником Государственного исторического музея Г. И. Червяковым приступила к раскопкам в церкви, где были захоронены останки Кантемиров . Были извлечены останки, на основе которых составили акт. Останки и акт были торжественно переданы румынской дипломатической миссии 1 июня 1935 года в одном из залов Государственного исторического музея . 4 июня 1935 года Чунту сообщил министру иностранных дел Румынии Николае Титулеску , что получил две исторические записки от Иванова, «которые позволяют нам не сомневаться в аутентичности найденных останков» .

Российский историк В. И. Цвиркун выявил в акте Иванова ряд несоответствий :

  • Иванов сообщает, что были найдены три надгробные плиты, на двух из которых можно расшифровать слова «Москва… в Москве». По мнению Иванова, данные о погребенных под этими плитами совпадают с датами смерти писателя Антиоха Кантемира. Так как в своем завещании Антиох просил похоронить его рядом с могилой отца, то Иванов сделал вывод, что «соседняя могила со стертой надписью принадлежит Дмитрию Кантемиру». Цвиркун отметил, что прочитанные слова с упоминанием Москвы никак не связаны с биографией Антиоха. На могильной плите должны быть упомянуты места рождения и смерти Антиоха - Константинополь и Санкт-Петербург ;
  • Иванов сообщил, что в могиле Дмитрия Кантемира были обнаружены «мужская одежда нерусского типа, сандалии из кожи и пояс - персидские». Цвиркун отметил, что Кантемир еще в конце 1719 года сменил молдавские одежды на европейское платье;
  • Иванов сослался на некие монастырские записи, согласно которым отец и сын Кантемиры были похоронены в «трапезной нижнего храма с правой стороны от входа». Цвиркун отметил, что вряд у Иванова были эти «записи», так как в 1923 году библиотека монастыря была частично уничтожена, а частично разворована.

«Останки» князя Дмитрия Кантемира были доставлены в Румынию. У румынской оппозиции возникли сомнения в их подлинности. Политик К. Аржитояну потребовал «научной экспертизы для определения их аутентичности» . В экспертизе было отказано. «Останки Кантемира» поспешно захоронили в притворе кафедрального собора в Яссах , не дожидаясь постройки склепа . Министерство иностранных дел Румынии дало неофициальные инструкции прессе, которые остановили все споры насчет подлинности останков . Так возникла «гробница Кантемира» в соборе трех Святителей в Яссах.

Творчество

Для своего времени Дмитрий Кантемир был необычайно образованным человеком; кроме родного молдавского знал турецкий , персидский , арабский , греческий , латинский , итальянский , русский и французский языки.

Первые научные труды Кантемира увидели свет в годы его пребывания в Константинополе. Философский трактат «Диванул сау гылчава ынцелептулуй ку лумя сау жюдецул суфлетулуй ку трупул» («Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом») вышел в 1686 году в Яссах на греческом и молдавском языках. За ним последовали «Лаудэ кэтре изводитор ши кэтре виртутя ынвэцэтурий луй» («Хвала учителю и достоинству его учения») на молдавском и «Sacro sanctae scientiae indempingibilis imago» («Священной науки неописуемый образ» на латыни (1700 г.). В этих трудах получила развитие натурфилософская система Ван Гельмонта . В этот период написана «Compendiolum universae logices institutiones» («Всеобщая сокращенная логика»), посвященная теории познания.

В 1703-1704 гг. Кантемир создает «Книгу науки музыки» («Edvar-i Musiki»), а в 1704-1705 гг. - первый роман на молдавском языке «Иероглифическая история» (опубликован в 1883 г.)

Кантемир внес большой вклад в развитие турецкой музыки. Он стал виртуозным исполнителем на танбуре и нае , организовал музыкальную школу, собирал и записывал турецкие мелодии, используя оригинальную музыкальную нотацию собственного изобретения, и завоевал широкую известность как композитор. Его произведения исполняются в концертах турецкой классической музыки до сих пор.

В России Дмитрий Кантемир продолжил свои научные изыскания, на которые оказали большое влияние петровские реформы. Огромное значение для своего времени сыграл его труд «Книга Систима, или О состоянии мухаммеданской религии» (СПб., 1722). Д. Кантемир участвовал в переговорах Петра I с Шамхалом Тарковским Адиль-Герем в качестве переводчика. В 1722 г. впервые осуществил латинский перевод «Дербент-наме » и ввел этот труд кумыкского летописца в научный оборот. .

Дмитрий Кантемир - автор ряда исторических («Историческое, географическое и политическое описание Молдавии », «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом») работ. Кантемир - автор сочинений «Диван…», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Иероглифическая история» и других. После 1711 года научные интересы Кантемира были обращены к истории. Научная деятельность Кантемира была высоко оценена современниками: он был избран членом Берлинской академии наук , некоторые из его работ, как например «История возвышения и упадка Оттоманской империи» до сих пор являются для ученых бесценным источником деталей и подробностей в вопросе изучения феномена Османской империи.

Сочинения

  • «Неописуемый образ святой науки» (лат. Sacrosanctae scientiae indepingibilis imago ). Рукопись на латинском языке хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
  • «Всеобщая сокращенная логика» (лат. Compendiolum universae logices institutiones ). Рукопись на латинском языке хранится в Центральном государственном архиве древних актов, фонд 181, дело 1329 (Москва).
  • Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии. - СПб., 1722.
  • «Князь Молдавии» (лат. Principis Moldaviae ). - Petropoli, 1727 (Димитрий Кантемир «Описание Молдавии»).
Другие издания этого же труда:
  • «Димитрия Кантемира, бывшего князя в Молдавии, историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя». С немецкого переложения перевел Василий Левшин. - Москва. В университетской типографии у Н. Новикова, 1789.
  • Скрисоареa Молдовей де Димитрие Кантемир домнул ей… Монастиреa Нямцул ла анул 1825.
  • Operele principelui Demetriu Cantemiru. Descriptio Moldaviae. - Buc., 1872.
  • Димитрий Кантемир «Описание Молдавии ». Перевод с латинского Л. Панкратьева. - Кишинев, «Картя молдовеняскэ», 1973.
  • «Иероглифическая история» (молд. История иероглификэ ). - Кишинэу, 1957. Рукопись на молдавском языке. Москва. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1419.
  • «История образования и падения Оттоманской империи» (лат. Anatationes increraenta et decrementa Aulae Othomanicae ). Рукопись на латинском языке хранится в Институте востоковедения РАН. Сектор восточных рукописей, фонд 25, дело 5/1084; 6/1085.
  • «Древние романо-молдаво-влашские хроники» (молд. Хроникул векимей а романо-молдо-влахилор ). Рукопись на молдавском языке хранится в Москве. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1420.
  • «Описание Молдавии» (молд. Дескриеря Молдовей ). - Кишинэу, 1957. (молд.)

Семья

Супруги

  • Кассандра Кантакузен ( - мая , Москва).
  • с января - Анастасия Ивановна Трубецкая ( -).

Дети

  • Дмитрий умер в .
  • Мария (1700-1757). Отличалась необычайной красотой. Ходили слухи о том, что Пётр I после скандала с Монсом собирался развестись с Екатериной и жениться на Марии Кантемир. Сразу по воцарении Екатерина удалила соперницу в южные деревни.
  • Сербан (170?-1780), бригадир. Супруга - Авдотья Моисеевна Алфимова . Дочь - Елена (1744 - ?). Владел участком в Трёхсвятительском переулке в Москве. Похоронен в Донском монастыре в Москве.
  • Матвей (1703-1771), капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка. С 1734 года был женат на княжне Аграфене Яковлевне Лобановой-Ростовской (1708 (1704?) - 1772), дочери Я. И. Лобанова-Ростовского .
  • Константин (1703-1747). Жена (с 1724 года) - княжна Анастасия Дмитриевна Голицына (1698-1746), дочь Дмитрия Михайловича Голицына и Анны Яковлевны Одоевской. Брак бездетный.
  • Смарагда (1703-1719).
  • Антиох (1708-1744).
  • Екатерина-Смарагда (1720-1761) - младшая дочь от брака с Анастасией Ивановной Трубецкой , известная красавица своего времени и супруга (c 6 ноября 1751) Дмитрия Михайловича Голицына . В 1757 году открыла модный салон в Париже, который содержала до самой смерти. Сама будучи бесплодной, стояла у истоков акушерского дела в России. В память о любимой супруге, которую он пережил на 30 лет, Дмитрий Михайлович завещал построить Голицынскую больницу , в вестибюле которой долгое время висел её большой парадный портрет работы Ван Лоо .

Память

Именем своего владельца названо поместье Кантемировка . В годы Великой Отечественной войны в районе Кантемировки шли тяжёлые бои. В связи с освобождением станции в декабре 1942 года были названы Кантемировская улица и Кантемировский мост в Санкт-Петербурге . В боях под Кантемировкой приняла боевое крещение сформированная в 1942 году под Воронежем 4-я танковая дивизия, получившая в память об этих событиях наименование Кантемировской . В свою очередь, в честь дивизии названа Кантемировская улица в Москве . По наименованию улицы названа станция Московского метрополитена «Кантемировская ».

В 2014 году Дмитрию Кантемиру установлен памятник в Москве на территории музея-заповедника Царицыно .

Кантемир на почтовых марках, банкнотах и монетах

Господарь Молдавского княжества в 1693 и в 1710-1711 годах. Известный молдавский и российский ученый, государственный деятель, писатель.

Детство и юность: турецкий заложник

Дмитрий Константинович Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Его семья происходила из знатного боярского рода. Кантемиру посчастливилось получить прекрасное образование: его учителем и воспитателем стал монах Какавела - автор учебника логики и нескольких антикатолических сочинений. Благодаря кураторству Какавелы Кантемир еще в детстве начал изучение романских и восточных языков, получил фундаментальные познания в исторической и философской науке, занимался архитектурой и точными науками. Именно эта закалка, полученная Кантемиром в раннем детстве, по собственному признанию ученого, и определила его дальнейший жизненный путь, а впоследствии - помогла ему работать в Порте. Хотя обстоятельства, при которых ему открылось его истинное призвание, нельзя было отнести к благоприятным: в 1687 г. Дмитрий в качестве пленника оказался в Стамбуле (бывший Константинополь), где попал в интеллигентную среду. Его собеседниками становились ученые Греко-латинской Академии, высоко ценившие недюжинный ум и способности юного Кантемира. Помимо этого Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение, предназначенное специально для подданных-христиан и иностранцев. Пребывание юного Дмитрия в Стамбуле служило гарантией верности его отца, князя Константина, на троне.

Вопреки тому, что Дмитрий находился в Стамбуле в качестве заложника, он сумел извлечь выгоду из того положения, в котором оказался. Прирожденный дипломат, Дмитрий в совершенстве овладел искусством убеждения и часто использовал крепнувшие с каждым днем связи для личного продвижения. Так, одним из его ближайших друзей стал турецкий ученый Саади-эфенди. Скрытность позволила Дмитрию сотрудничать с известным российским дипломатом Петром Андреевичем Толстым . С детства увлеченный наукой, он продолжал расширять свои познания, пользуясь сокровищами местных библиотек, совершенствовал знания языков, неустанно читал книги. В общей сложности Дмитрий оставался заложником Константинополя на протяжении четырех лет (с 1687 по 1691 гг.).

Когда в 1693 году скончался князь Константин, Дмитрий, согласно воле умершего, был избран боярами господарем. Но княжение его было отнюдь недолгим: оно продлилось всего три недели и прервалось из-за интриг местного господаря Константина Брынковяну. Султаном сделался Ахмед II. Дмитрий не позволял себе расстраиваться, будучи твердо уверенным в том, что обязательно дождется своего часа. Все эти политические интриги и заговоры он не без иронии впоследствии описывал в одном из своих романов - «Иероглифической истории». Дмитрий на протяжении всего своего жизненного пути отличался редкой продуктивностью, которая позволила ему преуспеть практически в любой деятельности, которой он занимался.

Возвращение в Стамбул

После этого Кантемир вновь оказался в Стамбуле, куда на этот раз он уехал по своей собственной инициативе. В этом городе Дмитрий Константинович с перерывами пробыл до 1710 года, будучи представителем молдавского господаря при дворе. Несмотря на общительность, внешнюю открытость и умение располагать к себе, Кантемир никогда искренне не любил Турцию. К началу восемнадцатого столетия его родное Молдавское княжество уже больше ста пятидесяти лет находилось под гнетом османского ига. Постоянные унижения и притеснения со стороны турок Дмитрий помнил с детства. Несмотря на то, что молдавский народ несколько раз находил в себе силы давать отпор захватчикам, все попытки изменить положение все равно заканчивались поражением. После очередной победы над покоренными, турки облагали молдаван еще большими поборами, которые, несмотря на все свои тяготы, не могли окончательно прекратить борьбу народа за право быть свободными. Основной проблемой Молдавии было отсутствие единства среди правящего класса: предпочтения верхов были неоднородными. Здесь были как сторонники, так и лютые враги турецкого режима. Если класс рабочих относился к турецким ставленникам с ненавистью, то бояре, во многом обязанные своему высокому положению и привилегиям Порте, выступали за протурецкое направление в политике.

Деятельность Кантемира сводилась не только к дипломатии. Так, в 1697 году он принял участие в битве при Зенте. Несмотря на то, что сражение закончилось полным разгромом турецкой армии со стороны австрийцев, Дмитрий Константинович получил бесценный военный опыт и новые связи. В круг его близких знакомых теперь вошли голландский посол Кольер и французский дипломат Ферриоль. Свободное владение несколькими иностранными языками позволяло Кантемиру с легкостью расширять круг своих знакомств, пополнять багаж знаний, читать даже самые сложные для понимания военные, дипломатические и исторические издания.

Меж тем, желание Кантемира освободить свой родной народ от турецкого владычества с каждым годом только возрастало. В 1710 году он был назначен господарем Молдавии. Султан поставил перед ним условие: столь высокий пост Кантемир получает с обязательством подготовить молдавскую армию к войне с Россией . Дмитрию Константиновичу предстояло основательно заняться военными приготовлениями.

Кантемир по-своему распорядился открывшимися перед ним возможностями: он немедленно направил в Россию тайного посла Штефана Луку, который в свою очередь вступил в переговоры с Петром I . Кантемир собирался договориться о совместной войне против Порты. Он в очередной раз проявил себя блестящим дипломатом, когда спустя год, в 1711 году при его участии был составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии. Так называемый Луцкий договор обязывал Кантемира сообщать Петру I все известное ему о турецких делах. Петр в свою очередь гарантировал любую помощь в борьбе против Турции. Договор содержал в общей сложности семнадцать пунктов, одним из которых было то, что господарский престол удерживала за собой династия Кантемиров. Более того, все захваченные турками земли возвращались Молдавскому княжеству, которое, в свою очередь, полностью освобождалось от обязательства выплачивать туркам дань. Большинство населения встретило договор с восторгом и горячо поддержало идею Кантемира о содружестве с Петром Великим против турок. Лишь меньшая часть населения была возмущена разрывом с Портой.

Кантемир прекрасно понимал, насколько выгодным этот договор был для его княжества. После претворения его в жизнь, молдаване освобождались от многолетнего гнета и притеснений со стороны турок, отделялись от угасающей (как в экономическом, так и в политическом отношении) Порты и присоединялись к России, которая по всем признакам обещала стать великой державой. Действительно, пройдет всего несколько лет, и Россия, благодаря своей триумфальной победе над шведами в Северной войне, станет империей, а Петр I - первым русским императором.

Царь Петр I лично возглавил освободительную армию и направился в Молдавию. Состоялось сражение на реке Прут, во время которого русская, 38-тысячная армия столкнулась с турками и крымскими татарами, по численности войск превышавшими ее почти в пять раз. Русские сопротивлялись до последнего. В итоге было заключение мирное соглашение: армия Петра вырвалась из окружения, но взамен была вынуждена уступить Турции Азов , завоеванный Петром в ходе его похода 1696 года. Молдавия по-прежнему оставалась в зависимости от Турции.

Кантемир в России

После неудачного окончания Прутского похода Кантемир вместе с тысячей молдавских бояр отправился в Россию. Здесь он получил княжеское достоинство с титулом светлости и прочие привилегии, предоставленные ему Петром I, среди которых - титул светлости, значительная пенсия, обширные имения на территории современной Харьковской области.

До самой смерти царя Кантемир пользовался его расположением. Петр I не только пожаловал Дмитрию Константиновичу обширные земельные угодья; именно благодаря царю, Кантемир получил высокий государственный пост. Он стал тайным советником и сенатором, а впоследствии участвовал в Персидском походе. Более того, когда Кантемир во второй раз женился (супругой стала Анастасия Ивановна Трубецкая), царь лично держал над его головой брачный венец. Связи с Петром были основаны не только на дипломатическом даровании и редкой для своего времени образованности Кантемира. Дочь Кантемира от первого брака отличалась поразительной красотой, перед которой, по слухам, не устоял Петр I. Молва утверждала, что Мария Кантемир так пленила царя, что он всерьез хотел развестись с Екатериной с тем, чтобы жениться на Марии, которая уже ждала от Петра наследника. Однако мальчик родился мертвым. Вскоре после этого Петр I скончался, а Екатерина, воцарившись на престоле, позаботилась о том, чтобы соперница была отправлена в ссылку.

Всего у Дмитрия Константиновича было восемь детей от двух браков. Примечательно, что почти все из них дожили до преклонных лет, хотя старший сын Дмитрий скончался в младенчестве.

На протяжении всей последующей жизни Кантемир вел литературные дневники, описывая не только текущую политическую ситуацию в стране, но и посвящая время созданию востоковедческих работ. К сожалению, при жизни Кантемира было издано немногое. Но именно благодаря обширным познаниям Кантемира Петр I назначил его заведующим походной канцелярией во время Персидского похода. Знание нескольких иностранных языков было свойственно образованным кругам, но Кантемир, знающий итальянский, русский, молдавский, турецкий, арабский, татарский, персидский и латинский языки сильно выделялся на этом фоне. Персидский поход Дмитрий Константинович в большей степени воспринимал не как военное предприятие, а как возможность расширения познаний, научную экспедицию.

В 1703-1704 гг. он занимался написанием музыкального трактата. Основываясь на арабском алфавите, он описал нотную систему турецкой музыки, а также изложил свои собственные этические взгляды.

Для своего времени он был больше известен как государственный деятель и важное лицо при российском дворе: действительно, очень немногие могли похвастаться таким расположением государя, каким пользовался Дмитрий Константинович. Однако его заслуги не заканчиваются одной лишь административной работой. Литературное наследие, оставленное Кантемиром, бесценно: он проявил себя не только как блестящий востоковед и знаток почти десяти иностранных языков, но и как писатель, географ, философ. Одаренность этого человека подтверждалась тысячами страниц оставленных после его смерти сочинений.

К сожалению, век Кантемира оказался недолгим. Смерть застигла Дмитрия Константиновича в сравнительно молодом возрасте. Долгое время страдая диабетом, он во время Персидского похода почувствовал себя настолько плохо, что оставил свиту. Император позволил своему советнику задержаться в

История жизни
Дмитрий Кантемир родился 26 октября (6 ноября) 1673 г. в местечке Фэлчиу, что недалеко от Ясс. Он был младшим сыном господаря Молдавии Константина Кантемира Старого (1684–1693) и его жены Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода.
В ноябре 1688 г. Дмитрий в качестве заложника был отправлен в Стамбул, где он встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии. Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.
По воле умиравшего князя Константина в 1693 г. Дмитрий был избран молдавскими боярами господарем. Он княжил всего три недели, так как султан его не утвердил из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну. Во время правления своего старшего брата Антиоха (1695–1700, 1705–1707) князь Дмитрий снова находится в Стамбуле, но уже в качестве представителя молдавского господаря при султане.
Несмотря на обстоятельства, при которых Кантемир находился в Стамбуле (в общей сложности он провел там более 20 лет), князь Дмитрий умело и целенаправленно использовал свое пребывание в столице крупнейшего мусульманского государства того времени для расширения своих знаний. Он старательно постигал всеобщую историю, особенно историю Турции, собирал рукописи, редкие книги и другие материалы по истории Османской империи, неизвестные до этого европейским ученым, изучал нравы и обычаи турок вообще и султанского двора в частности.
Кантемир непрестанно расширял и укреплял свои связи с учеными Стамбула и дипломатами, аккредитованными здесь. Так, его близким знакомым был видный турецкий ученый Саади-эфенди, а в 1700 г. Кантемир установил тесные контакты с российским посланником Петром Андреевичем Толстым.
В 1710 г. султан Ахмед III сменил гнев на милость и посадил Дмитрия на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров князя Брынковяну. Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710–1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат, хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела. Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета и крымского хана Девлет-Гирея II. Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но как только он прибыл на место, потребовала от него значительных сумм денег и постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии. Князь Дмитрий на это не согласился и 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I трактат, и, таким образом, de jure принял сторону России.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь». Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче, «тогда все христиане радовались москалям…».
29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России.
Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный». Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.
Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем».
В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, несколькими тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию. 16 (27) июля князь Дмитрий навсегда покинул Яссы. Царь Петр вознаградил его за утрату княжества и всего состояния, выделив поместье под Харьковом и денежные средства.
В марте 1712 г. Кантемир с семьей переезжает из Харькова в свое московское имение Черная Грязь, также пожалованное ему Петром I. Как ученый князь Кантемир сформировался в Стамбуле, но именно с Москвой связан самый плодотворный период его научной деятельности.
11 (22) мая 1713 г. умерла жена князя Дмитрия Кассандра. Княгиню похоронили в московском греческом монастыре св. Николая. В память о своей супруге князь Дмитрий возвел над ее могилой двухъярусный каменный собор во имя покровителей и защитников Молдовы свв. Константина и Елены, ставшей родовой усыпальницей князей Кантемиров.
На Кантемира легла вся ответственность по воспитанию шестерых детей (по старшинству: Мария, Смарагда, Матвей, Константин, Сербан (Сергей), Антиох). Несмотря на тяжелую утрату, Кантемир все же нашел в себе силы продолжать активную общественную жизнь.
Благодаря установлению Кантемиром связей с приглашенными в Россию немецкими учеными его имя становится известным в Западной Европе. 11 (22) июля 1714 г. Кантемир был избран членом Прусской АН. Некоторые историки полагают, что он стал академиком по рекомендации Лейбница. Эта версия тем более вероятна, если принять во внимание, что Лейбниц по просьбе Петра I разрабатывал проекты российских систем образования, в которых не было забыто и востоковедение. Кантемир был первым ученым России и Молдавии, ставшим членом академии наук другого государства. Вместе с тем он содействовал образованию Петербургской АН.
В России Кантемир написал свои наиболее значительные труды. Этому способствовали российские условия, поскольку общая культура, политическая атмосфера, общественная и научная мысль в России были много выше, чем в Молдавии и Стамбуле, где он вырос и сформировался. Пребывание в России имело огромное значение для духовной эволюции выдающегося мыслителя.
Академик И.Ю. Крачковский так оценивает уровень Кантемира как востоковеда: «Свои знания ислама и восточных языков Кантемир вынес из Молдавии и Турции. Они были несравненно выше тех, что обнаруживали в хронографах и полемических трактатах византийцы».
К 1714 г. относятся две работы Кантемира: «Панегирик» и «Рассуждение о природе монархий».
В Москве в 1714–1716 гг. Кантемир написал на латыни выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Собирать материал для этого сочинения Кантемир начал еще в бытность свою в Стамбуле. Целое столетие, вплоть до выхода в свет в 1835 г. 10-томной «Истории Османской империи» Йозефа Гаммер-Пургшталя, «История» Кантемира была наиболее глубоким трудом по истории Турции.
В 1716 г. из-под пера Кантемира на латыни появляется «Описание Молдавии», составленное по предложению Прусской АН. На русском языке это сочинение было издано в переводе с немецкого Василия Левшина в 1789 г. в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя».
В 1716 г. Кантемир так же на латыни написал о своем отце исторический очерк «Жизнь Константина Кантемира».
В 1717 г. князь Дмитрий закончил большую часть фундаментального труда «Хроника стародавности романо-молдо-влахов». В 1721 г. он перевел «Хронику» на молдавский язык, поскольку, как он пишет в предисловии, «будучи нами по-латински написано и составлено, сочли мы неправильным и грехом, чтобы о наших делах раньше узнали иноземцы, нежели наши. Пусть нашими трудами пользуется молдавский народ». Однако первое издание этого сочинения было осуществлено только в 1835–1836 г. в Яссах.
Работа охватывает исторические события страны до XIII в., хотя Кантемир, как следует из того же предисловия, предполагал исследовать гораздо более длительный период. Преждевременная смерть помешала ему осуществить свой замысел.
В 1718 г. Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и в том же году переехал в столицу. Переселившись с семьей в Петербург, он официально становится советником государя по делам Востока, войдя в число ближайших сподвижников царя. 20 февраля (3 марта) 1721 г. Кантемир был назначен членом Правительствующего Сената и возведен в чин тайного советника.
Последняя из наиболее значимых востоковедных работ Кантемира - написанная в 1719 г. «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», переведенная с латыни Иваном Ильинским и изданная в Петербурге в 1722 г., известная также под названием «Система турецкого вероисповедания».
Заслуга Кантемира заключается в том, что он собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес до наших дней и сохранил материал, который неоценим для изучения истории развития общественного сознания. Кроме того, Кантемир приводит и результаты своих собственных исследований.
Эта книга стала единственной публикацией из всех научных работ князя Дмитрия, осуществленной при его жизни.
В Персидском походе в 1722 г. Петр I поручил князю Дмитрию, как знатоку Востока, ведать походной канцелярией. Совершенное владение ближневосточными языками позволило ему играть в этом походе видную роль. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках, сочиненный и переведенный им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии от 15 (26) июля 1722 г.
Для Кантемира Персидский поход был скорее научной экспедицией, нежели военным предприятием. Так, в Дербенте внимание князя Дмитрия привлекла древняя крепость. Он подробно осмотрел ее, измерил, срисовал арабские надписи. Его исследование арабских надписей было изложено в сборнике “Collectanea orientalia” («Восточная коллекция»).
Военные действия в районе Дербента позволили Кантемиру лишь один день находиться около Кавказской стены, и все же он успел осмотреть этот археологический памятник и описать его.
В пути Кантемир вел литературный дневник. Для нас наибольший интерес представляют страницы, посвященные Дербенту. Вместе с описанием увиденного в дневник были внесены записанные со слов населения легенды о городе и рассказы о его крепостных сооружениях.
Прибыв в Дербент, Кантемир посетил могилу Коркута и оставил ее описание и краткие сведения о самом Коркуте. Записи Кантемира о дербентском старце, которого многие тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии почитают как святого, являются первыми на русском языке.
В Персидском походе у Кантемира обострился диабет, и он с позволения императора 5 (16) ноября оставил его свиту, на некоторое время задержавшись в Астрахани. Лишь в январе 1723 г. Кантемир смог выехать оттуда. 21 августа (1 сентября) 1723 г. в 7 часов 20 минут пополудни в поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии князь Дмитрий скончался. Он был похоронен 1 (12) октября в Москве, в том же Новогреческом монастыре, где и его первая жена Кассандра. В 1935 г. по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Яссы и перезахоронены в церкви Трех Святителей.
АВТОР

П.В. ГУСТЕРИН,
научный сотрудник Института востоковедения РАН

Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.