Автор: Малахова Оксана Владимировна.
Место работы: КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 24», г. Темиртау, Карагандинская область, Казахстан.
Должность: учитель- дефектолог, воспитатель ГПД.
Возраст: 4 класс (обучающиеся по системе КРО)

Тема: Кир Булычев «Джинн в коробке»
Цели:
познакомить учащихся с творчеством К. Булычева и его отрывком из фантастической повести «Девочка с Земли» - «Джинн в коробке» с целью организации деятельности учащихся по расширению читательского кругозора произведениями писателей- фантастов, начать работу над понятием «фантастика»; развитие умений анализировать содержание произведения, давать характеристику героям, их поведению, поступкам, описании морских пейзажей.
Задачи:
корректировать устную связную речь, звукопроизношение, дикцию, совершенствовать навыки выразительного чтения, темповых и качественных показателей навыков чтения через использование коррекционных упражнений;
развитие коммуникативной культуры учащихся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения;
воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в фантастическом произведении, эмоционально развитого читателя,
приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные личные переживания.

Форма проведения: творческая мастерская.

Оборудование: портрет К. Булычева, ФИО писателя (Кир Булычёв и Игорь Всеволодович Можейко), книги писателя, карточки с чистоговоркой, скороговорками, фрагмент песни «Сюрприз», компьютер, таблицы для речевой разминки, иллюстрации джинна, медузы, лишайника, мидии, пустыни Калахари с толкованием лексического значения каждого «непонятного» слова, пазлы – картинки к 1 части, тексты с пропущенными словами, карточка «Слова для справок», памятка «Читай так!», использование толкового словаря «Словарь русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, карточки со словами «Фантастика», «Фантазёр», «Фантазирование», «Фантазировать», «Фантазия».

Ход мастерской
1. Индуктор
Звучит «Сюрприз» (фрагмент)
«Круг радости»
Давайте встанем дружно в круг и настроимся на плодотворную и удачную работу на уроке, пожелаем друг другу отличного настроения и улыбок:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,
Рады мы всем, кто верит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Итог: как вы себя чувствуете? Что хотели бы пожелать своим одноклассникам? Озвучьте свои пожелания, называя своих друзей по имени.

2. Самоконструкция
- А я хотела бы назвать вам несколько имен: Сыроежкин, профессор Громов, Электроник. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
- Сейчас я хотела бы вам предложить посмотреть отрывок из одного фильма, в котором тоже происходят необычные события.
- А вы внимательно посмотрите и вспомните, по какому произведению поставлен этот фильм, кто герои этого произведения? кто его автор?
Просмотр отрывка из произведения Е.Велтистова «Приключения Электроника»
Итог: автор? Герои?

Какие произведения других писателей вы читали, когда авторы придумывали то, что будет происходить в будущем?
- Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «ФАНТАЗИЯ». Запишите слова на морских звездах - листах, которые лежат у вас на партах.
Проверка: Какие слова вы записали?
(Учитель прикрепляет ответы детей на доску или открывает слайд на компьютере).
- Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам.
- К какому литературному жанру относится произведение, которое очень похоже на слово ФАНТАЗИЯ?

3. Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других учащихся)
Когда я училась в школе, так же, как и вы, сейчас, произведение Е.Велтистова «Приключение Электроника» было самым популярным в 20 веке, которое с удовольствием читала я и мои одноклассники.
Хотели бы вы прочитать и другие книги, связанные с нереальными и необычными событиями? А хотели бы вы узнать, как будут жить люди в 22 веке? Как называют людей, которые любят что-то придумывать? Как называется явление, когда человек что-либо выдумывает?
На доске (или на слайде): фантазия, фантазер, фантазирование, фантазировать.
Итог: Фантазия - что значит для меня?

4. Речевая разминка.
- А чтобы фантазер мог создать свои невероятные фантастические произведения и озвучить их, он выполняет речевую разминку.
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Прочитайте гласные на одном выдохе с усиление голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
А - У – О - Э - Ы
О – У – А – Ы - Э
А – У – Ы – О – Э
Прочитайте слоги со сменой логического ударения:
ДА – ДО – ДУ – ДЫ - ДЭ
ДИ – ДЕ – ДЯ – ДЁ - ДЮ
ДИ – ДЯ – ДЁ – ДЕ - ДЮ
Прочитайте чистоговорку:
ДА – ДА - ДА – там холодная вода
ДЫ – ДЫ - ДЫ – выходи-ка из воды
ДУ – ДУ - ДУ – поскорей домой пойду
ДЕ – ДЕ - ДЕ – подходить нельзя к воде.
Прочитайте скороговорки (у учащихся карточки со скороговорками):
 В реке у Харитона
Четыре рака да три тритона.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
▲ Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Итог: речевая разминка – зачем мне нужна?

Разрыв. Физминутка.
А над морем – мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно, крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте).
Сядьте, дети на песок, продолжаем мы урок.
(Дети садятся за парты).

6. Целеполагание
На доске: портрет Кира Булычева
- Посмотрите на портрет этого человека?
- Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица.
- Каков его характер?
- А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие произведения написал?
Итог: Кир Булычев – писатель- фантаст - кто он? Каково его настоящее имя? Что я узнал о нем?
На доске: Игорь Всеволодович Можейко
Чтение текста о творчестве Кира Булычева. Работа по учебнику.
Цель: прочитайте текст о творчестве писателя: с. 207.
Итог: что это за человек? Чем он занимался? Какие произведения он написал? Герои его произведений?
Выставка книг писателя.
Итог: какие книги вы читали? Может, смотрели фильмы и мультфильмы? А вы знаете, что по его книгам были изданы фильмы и мультфильмы! Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать понравившиеся.
- Сегодня мы отправимся в фантастическое путешествие по произведению Кира Булычева и познакомимся с одной из частей, которое называется ….

7. Разрыв
Чтение названия 1 части произведения:
- Прочитайте название 1 части повести
- Кто такой ДЖИНН?
- Какие сказки вы читали или смотрели по телевизору, в которых джинн - главный герой?
- Смысл названия части
Итог: джинн? Кто герои? Смысл названия произведения?
Словарная работа:
Цель: чтение слов + толкование лексического значения «непонятных» слов + «Словарь русского языка» под ред.А.П. Евгеньевой.
* Работа по карточкам.
Цель: Соотнесите слова – понятия из левой колонки с толкованием значения этого слова-понятия и соедините их стрелками только те определения понятий, которые вы точно знаете и понимаете.
- При определении каких понятий вы испытывали трудности или не знали точно значение какого- то слова?
Учитель раскрывает лексическое значение «непонятных» слов.
На доске:
Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) + расположение на глобусе

* А теперь я хотела бы вам предложить еще одно задание.
Цель: я показываю вам картинку слова- понятия, а вы отгадываете слово, которое я вам показала.
Проверка: взаимопроверка.
Итог: новые слова? Эти слова нам встретятся в тексте части «Джинн в коробке».
Выразительное чтение учителем или хорошо читающих учащихся 1 части «Джинн в коробке»- стр.207-209 до слов «… это космический корабль?»
Цель: послушайте внимательно 1 часть из главы «Джинн в коробке» и назовите главных героев этой части. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему?

8. Разрыв
- Как вы думаете, что бы это могло быть: «похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной»?
- Предположение «А вдруг это космический корабль?»
Продолжение чтения 1 части жужжащим чтением до с. 209.

9. Разрыв. Физминутка «Руки за спинку, головки назад»
Руки за спинку, головки назад (Закрыть глаза, расслабиться).
Глазки пускай в потолок поглядят (Открыть глаза, посмотреть вверх).
Головки опустим – на парту гляди (Вниз).
И снова наверх – где там муха летит? (Вверх).
Глазами повертим, поищем ее (По сторонам).
И снова читаем. Немного еще.

Повторное жужжащее чтение 1 части с заданием:
Цель: прочитайте текст 1 части очень внимательно и попробуйте при чтении подготовить и отметить простым карандашом ответы на следующие вопросы:
Итог: герои произ-я, тема.

Учащиеся получают карточку с вопросами по 1 части
Анализ содержания 1 части повести:
- Опишите бухту, в которой плавала и ныряла Алиса. Как называется описание природы в литературе и ИЗО?
- Как пейзаж помогает понять чувства героев?
- Почему бухта казалась зловещей?
- Помогает ли описание бухты предположить, что с Алисой может произойти что- то страшное?
- Почему Стас не боялся за Алису?
- Представьте, что вы нырнули вместе с Алисой в глубину моря. Опишите, что вы там увидели?
- Какое место Алисе больше всего понравилось? Почему?
- Что обнаружила Алиса, отодрав мидию со скалы?
- На что была похожа Алисина находка?
- Какая мысль пришла к Алисе?
- Подтвердилась ли она?
- Расскажите, как искала, нашла и открыла люк космического корабля Алиса.

Работа над композицией произведения.
На компьютере или доске: названия композиционных частей.
- Что такое композиция?
- Из чего состоит композиция?
- Как вы думаете, к какой композиционной части относится прочитанная нами часть? Почему?
А над остальными композиционными частями мы будем говорить, когда познакомимся с содержанием всего произведения.
Итог: какая композиционная часть соответствует 1 части повести?

Работа над характеристикой героев 1 части.
- Какой вы представили Алису?
- Что вы узнали о ее жизни?
- Какие черты личности Алисы вы можете отметить? Как эти свойства проявляются в ее поступках, мыслях, словах?
- Как относится автор к своей героине? Докажите, приводя примеры из текста.
- Как вы относитесь к Алисе? Почему? Чем поразила вас героиня? Хотели бы вы быть похожей на нее? Если, да, то почему?
Итог: Героиня Алиса? Кто она для меня? Тема 1 части.

Чтение 1 части учащимися разными способами, в разном темпе, используя коррекционные упражнения и памятку «Читай так!»:
Цель: прочитайте 1 часть, используя памятку «Читай так!», используя упражнения, направленные на отработку техники чтения, выразительности и осмысленности чтения. Читать текст нужно очень внимательно, чтобы выполнить следующее задание.

Задание «Восстанови текст» - работа в 2 микрогруппах
Вы получили отрывок из данной части, но ряд из авторского текста исключен. Ваша задача – заполнить пробелы словами, которые соответствуют смыслу, содержанию фрагмента, словами, которые наиболее отвечают авторскому замыслу или совпадают с ним, т.е. попытайтесь восстановить текст, используя слова для справок. А затем приклейте соответствующие слова-помощники на текст и прочитайте его.
Даны тексты:
1. Бухта казалась …: обрывистые берега замыкали ее с … сторон, бурунчики и белые пятна показывали, что к самой поверхности подходят зубцы …. В … были предательские водовороты, но Стас за … не боялся – он знал, что, когда рядом …, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным … и могла … часа дышать под водой – для этого надо только проглотить ….
Слова для справок: зловещей, Алису, бухте, скал, пилюлю, трех, три, дельфины, ныряльщиком

2. А вдруг это … корабль?
Такая мысль Алисе …. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на … триста тысяч лет назад на пустыню …!
Но в космическом корабле должен быть …
Поиски люка заняли минут … Дельфинам надоело присматривать за..., и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их …, проносившиеся сверху.
Слова для справок: космический, Калахари, Землю, люк, двадцать, подругой, тени, понравилась.
- А теперь каждый из своей группы расскажите в нескольких словах о ваших мыслях, чувствах, которые вы испытали, выполняя это задание.
А главный фантазер прочитает восстановленный текст.
Проверка: чтение получившейся работы с текстом; мои мысли и чувства после выполнения общего задания.

9. Разрыв
«Пейзажи подводного мира» - на листах ватмана изображение «Подводный мир» для 2 микрогрупп.
- Что такое пейзаж?
Цель: из предложенных пазлов - частей составьте иллюстрацию подводного мира, используя свою фантазию и умение работать вместе, сообща, используя правила дружбы и взаимопомощи, чтобы получились морские пейзажи. А после окончания своей коллективной работы составьте и запишите рассказ, используя уже полученные вами на уроке знания о подводном мире, его обитателях.
Итог: подводный мир? Чем завораживает? Хотели бы оказаться и побывать в подводном мире? Что и кого бы вы увидели? Пофантазируйте.

Творческая работа
Цель: Умеете ли вы фантазировать? что значит понятие ФАНТАЗИРОВАНИЕ?
А теперь давайте вернемся к нашей главной героине и представим, что мы вместе с Алисой проникли на борт затонувшего в море космического корабля. Какого героя не хватает на вашей иллюстрации? Это связано, конечно, с темой нашего урока и названием 1 главы произведения. Каким бы вам представился джинн из будущего? А как по-другому можно назвать жителей с других планет? С каких планет они могли бы прилететь? Как они будут выглядеть: добрые или злые? С какими инопланетянами вам приятнее было бы общаться? Как бы вы с ним подружились? Что бы для этого сделали? Как бы вы познакомили пришельцев с нашей планетой? А с нашей республикой? Что бы вы могли им рассказать о нашей Республике Казахстан?
Попробуйте нарисовать инопланетян или джинна из будущего…
Афиширование работ уч-ся: выставка работ уч-ся + анализ получившихся рисунков джинна.
Итог: кто такой джинн, инопланетяне? Как нам с ними подружиться? Зачем нужно подружиться с ними?

Игра «Твори добро». Рефлексия.
Цель: а чтобы подружиться с джинном из будущего, я предлагаю взяться за руки. Крепко пожать друг другу руки. А теперь скажем от чистого сердца всей нашей планете, пришельцам и джинну из будущего такие слова:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
Нам всем приятно, когда рядом с нами люди с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все вместе будем делать добро и создавать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
А теперь громко похлопаем в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете Земля и не только на ней.
Итог: какие качества нужны для фантазера, чтобы быть добрым и отзывчивым землянином, развивать фантазию? Быть всегда в хорошем настроении? А, чтобы нашей планете было еще лучше от наших добрых дел, украсьте ее цветами в соответствии с вашим настроением от проведенного урока и используя «Словарь настроений».
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственникам, другу.
Оно как сказочное волшебство
Вернется к вам по кругу.

10. Подведение итогов.
- С каким отрывком из произведения «Джинн в коробке» мы сегодня познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения? К какому литературному жанру оно относится?
- Что вы узнали о нем? Расскажите о его творчестве? Почему его называли писателем-фантастом?
- Герои 1 части?
- Описание подводного пейзажа
- Алиса и дельфины
- Находка Алисы
- Описание космического корабля: где? На что был похож? Как открыла Алиса люк?
Итог: озаглавливание 1 части, тема.

11. Домашнее задание: с. 207, творчество, с. 207-209, выразительное чтение, выполняя домашнее задание по выбору.
 Пофантазируйте и нарисуйте рисунок: что могла увидеть Алиса внутри космического корабля.
 Составить кроссворд по прочитанной части.
 Придумать 10 вопросов для викторины к 1 части.

Список использованной литературы к творческой мастерской:
Литература « К.Булычев. Джинн в коробке», 4 класс
1. Учебник «Литературное чтение», 4 класс. Алматы, изд. «Атамура»,2007 г.
2. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Ин-т рус.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Русский язык, 1981-1984 гг.
3. Ж.Кажигалиева, В.Ким, С.Керимбаева, О.Токовенко. Учебник «Самопознание». 2 класс. Изд. «Бобек», 2009 г.
4. Художественный фильм «приключение Электроника» по Е.Велтистову, режиссер- К.Бромберг, 1980 г.
5. Л.Козырева. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков чтения.- М., изд. – Школа, 2000 г.
6. К.Булычев. Последняя война. Изд. - Ардис, 2005 г.
7. К.Булычев. Алиса. День рождения Алисы. Изд. - Ардис, 2010 г.
8. К.Булычев. Алиса. Секрет черного камня. М.: Изд. - Дрофа, 2001 г.
9. К.Булычев. Алиса. Город без памяти. М.: Изд. - Дрофа, 2001 г.
10. Портрет К.Булычева - http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/2915/bio/, http://shoyher.narod.ru/Portret_fajl/Bulyichyovkir.html, http://stabrk.livejournal.com/14435.html, http://exclusive-foto.narod.ru/g108.html, http:// images.yandex.kz/?lr=35393
11. Фото бухты - http://www.24open.ru/VANIK4398794/blog/?gotodate=2011-06-07, http://fotki.yandex.ru/users/lorik2064/view/412731/
12. Фото бурунов - http://foto.turkey-info.ru/23300/mycomments/
13. Фото рифов - http://clubs.ya.ru/4611686018427430706/posts.xml?tb=480&posttypes=all&sourcesfilter=all, http://kartinkiyumi.beon.ru/9277-532-korallovyi-rif.zhtml
14. Фото пилюли - http://maxnaruto.ru/forum/77-659-1
15. Фото медузы- http://perla.blog.kataweb.it/2006/07/30/, http://www.lookandtravel.ru/?p=6875, http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alia
16. Рисунок джинна - http://www.onelegend.ru/genie_big.html
17. Фото пустыни Калахари -http://tour-spb.ru/South+Africa/381944.html, http://www.wegatur.ru/africa/botswana/resorts/resorts_494.html
18. Фото лишайников - http://www.shintop.ru/phototrophy/user_photo.php?action=show&id=191, http://fotki.yandex.ru/users/mimiserada/view/357454/, http://www.yakhnov.ru/go/photo/2011/01/18/lichen-rocks/
19. Фото миндального ореха - www.dietolog-online.ru
20. Фото карты Казахстана - http://www.metolit.by/ru/dir/index.php/2282
21. Фото Государственных символов Казахстана, карты Казахстана - http://kurs.ucoz.kz/photo/gosudarstvennye_sivoly_kazakhstana/gerb_flag_karta/2-0-6, http://www.shymkent.gov.kz/content/simvols_rk940, http://wiki2.norcom.ru/wiki/Список_национальных_парков_Казахстана, http://grand-tour.kz/kazahstan
22. Фото на школьную тематику - http://school-ppt.3dn.ru/
23. Фото венков - http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=3929&start=240

Приложения
Памятка «Читай так!»
 Чтение вслух.
 Чтение про себя.
 Жужжащее чтение.
 Чтение хором.
 Чтение в темпе скороговорки.
 Чтение «Молния» - «Хорошая погода».

Композиция- построение художественного произведения.
 Экспозиция- характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия.
 Завязка – событие, с которого начинается действие.
 Развитие - движение действия, ход событий, который вытекает из завязки.
 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия.
 Развязка – заключительный момент в развитии действия, исход событий.

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь) ; учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.

С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.

2. Назовите главных героев произведения.

Где происходят описанные события?

Почему Алиса осталась без присмотра взрослых?

Что искали подводные археологи?

Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?

IV. Работа над темой урока.

1) Переходим к исследованиям.

Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения.

Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка-все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.

2) Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными, какими фантастическими качествами наделил их автор и для чего.

Анализ литературных героев.

Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Алиса. Кто она? Алиса - девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего - Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

Что реального и фантастического в портрете космонавта?

Космонавт. Описание космонавта.

С какой целью прибыл на землю?

Его отношение к жизни.

Составление синквейнов (по вариантам).

Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.

Продолжаем исследование.

Кто разрушил планы космонавта?

Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?

Почему произведение называется «Джин из коробки»?

Предложите свои варианты названий произведения.

Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?

Как вы думаете, как сложилась судьба космонавта?

1. Добро побеждает зло.

2. Дружба помогает преодолеть любые преграды.

3. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.

Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.

Закончите предложения:

Дружба-это…

Друг-это…

V. Рефлексия.

Какую гипотезу мы сегодня доказывали?

Какие факты привели в качестве доказательств.

(Описание пейзажа, герои произведения, характер героев повести, поступки героев повести, тема произведения, идея произведения)

- Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

VI. Оценки за урок.

Кого из наших научных сотрудников можно поблагодарить за стремление к познанию истины?

VII. Домашнее задание.

Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.

Валиева Рейхан Тарвердиевна

Учитель начальных классов

ГКУ «средняя школа имени Б.Бейсекбаева с дошкольным мини центром»

Алматинская область

Балхашский район

село Баканас

Литература

Тема: Кир Булычев «Джин в коробке»

Цель: 1.Учить учащихся анализировать художественный текст;

2.Развивать умение отбирать в произведении материал для характеристики героя;

3.Учить выделять главное, делать выводы, анализировать текст;

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование : учебник, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Работать мы будем под девизом:

Объясните смысл этого выражения.

Значит на уроке мы будем: думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, учиться составлять рассказ.

Для этого повторим правила работы, которые нам пригодятся на протяжении всего урока.

Правила:

1.Умей слушать, не перебивать.

2.Делиться знаниями.

3.Не критиковать.

4.Точность ответа.

5. Культура общения.

6.Регламент.

Если все это мы будем соблюдать, то знаний на уроке: «Каждый получит ровно столько, сколько вкладывает сам.»

2.Целеполагание

Это портрет Кира Булычева

Посмотрите на портрет этого человека. Как вы думаете, это один человек или два разных?

А почему у него две фамилии и имени?

(Кир Булычев –псевдоним)

Какое произведение мы будем анализировать?

Отрывком какой книги является отрывок?(«Девочка с Земли»).

К какому жанру мы относим это произведение?

А каких два вида фантастических произведения существует в литературе?

приключенческая

фантастика

научная

Докажите, что данный отрывок относится к приключенческой? -Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения?

Ребята, а вы хотите пофантазировать? Давайте напишем мини сочинение «Если б я был волшебником?

(Разноуровневые задания)

1 уровень: «Я сам(а)

2 уровнь: «Прошу маленькой помощи» SOS

3 уровень: «Прошу большой помощи» SOS

3.Работа над содержанием произведения.

Составление диаграммы Венна.

Сказка Фантастика

нереальные события выдуманные герои

- Назовите главных героев произведения.

Работа в группе:

Стратегия «Пряничный человечек»

1.группа: Алиса 2.группа: Пришелец

Творческая лаборатория

Правильно ли поступила Алиса, опустившись на дно моря?

Неправильно поступила…

Продолжите рассказ, что могло бы случится, дальше, если бы не подоспевшие друзья?

Стратегия «Звезда»

А теперь воспроизведем все события, которые случились с Алисой по вопросам.

Зачем?

Кто? Почему?

Что? Где?

4.Итог урока

Почему произведение называется «Джин в коробке»? Предложи свои варианты названия произведения? 5.Рефлексия -Что для себя вы взяли с этого урока?

6.Дача домашнего задания

Придумайте продолжение: «Как Алиса подружилась с космонавтом».

Составить синквейн на тему: «Дружба»

Тема: Кир Булычев «Джинн в коробке»
Цели:
познакомить уч-хся с творчеством К. Булычева и его отрывком из фантастической повести «Девочка с Земли» - «Джинн в коробке» с целью организации деятельности уч-ся по расширению читательского кругозора произведениями писателей- фантастов, начать работу над понятием «фантастика»; развитие умений анализировать содержание произведения, давать характеристику героям, их поведению, поступкам, описании морских пейзажей;
Задачи:
корректировать устную связную речь, звукопроизношение, дикцию, совершенствовать навыки выразительного чтения, темповых и качественных показателей навыков чтения через использование коррекционных упражнений;
развитие коммуникативной культуры уч-ся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения;
воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в фантастическом произведении, эмоционально развитого читателя,
приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные личные переживания.

Форма проведения: мастерская.
Оборудование: портрет К. Булычева, ФИО писателя (Кир Булычёв и Игорь Всеволодович Можейко), книги писателя, карточки с чистоговоркой, скороговорками, фрагмент песни «Сюрприз», компьютер, таблицы для речевой разминки, иллюстрации джинна, медузы, лишайника, мидии, пустыни Калахари с толкованием лексического значения каждого «непонятного» слова, пазлы – картинки к 1 части, тексты с пропущенными словами, карточка «Слова для справок», памятка «Читай так!», использование толкового словаря «Словарь русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, карточки со словами «Фантастика», «Фантазёр», «Фантазирование», «Фантазировать», «Фантазия».

Место проведения: ОСШ № 24 г.Темиртау, 4 «А» класс
Дата проведения: 18.03.2009 г.

Ход мастерской
1. Индуктор
Звучит «Сюрприз» (фрагмент)
«Круг радости»
Давайте встанем дружно в круг и настроимся на плодотворную и удачную работу на уроке, пожелаем друг другу отличного настроения и улыбок:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,
Рады мы всем, кто верит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Итог: как вы себя чувствуете? Что хотели бы пожелать своим одноклассникам? Озвучьте свои пожелания, называя своих друзей по имени.

2. Самоконструкция
- А я хотела бы назвать вам еще несколько имен: Сыроежкин, профессор Громов, Электроник. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
- Сейчас я хотела бы вам предложить посмотреть отрывок из одного фильма, в котором тоже происходят необычные события.
- А вы внимательно посмотрите и вспомните, по какому произведению поставлен этот фильм, кто герои этого произ-я? кто его автор?
Просмотр отрывка из произ-я Е.Велтистова «Приключения Электроника»
Итог: автор? Герои?
- Какие произведения других писателей вы читали, когда авторы придумывали то, что будет происходить в будущем?
- Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «ФАНТАЗИЯ». Запишите слова на морских звездах - листах, которые лежат у вас на партах.
Пр-ка: Какие слова вы записали?
(Учитель прикрепляет ответы детей на доску).
- Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам.
- К какому литературному жанру относится произведение, которое очень похоже на слово ФАНТАЗИЯ?

3. Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других уч-хся)
Когда я училась в школе, так же, как и вы, сейчас, произведение Е.Велтистова «Приключение Электроника» было самой популярной в 20 веке книгой, которые с удовольствием читала я и мои одноклассники.
Хотели бы вы прочитать и другие книги, связанные с нереальными и необычными событиями? А хотели бы вы узнать, как будут жить люди в 22 веке? Как называют людей, которые любят что-то придумывать? Как называется явление, когда человек что-либо выдумывает?
На доске: фантазия, фантазер, фантазирование, фантазировать.
Итог: Фантазия - что значит для меня?

4. Речевая разминка.
- А чтобы фантазер мог создать свои невероятные фантастические произведения и озвучить их, он выполняет речевую разминку.
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Прочитайте гласные на одном выдохе с усиление голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
А - У – О - Э - Ы
О – У – А – Ы - Э
А – У – Ы – О – Э
Прочитайте слоги со сменой логического ударения:
ДА – ДО – ДУ – ДЫ - ДЭ
ДИ – ДЕ – ДЯ – ДЁ - ДЮ
ДИ – ДЯ – ДЁ – ДЕ - ДЮ
Прочитайте чистоговорку:
ДА – ДА - ДА – там холодная вода
ДЫ – ДЫ - ДЫ – выходи-ка из воды
ДУ – ДУ - ДУ – поскорей домой пойду
ДЕ – ДЕ - ДЕ – подходить нельзя к воде.
Прочитайте скороговорки (у уч-ся карточки со скороговорками):
 В реке у Харитона
Четыре рака да три тритона.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
▲ Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Итог: речевая разминка – зачем мне нужна?

Разрыв. Физминутка.
А над морем – мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно, крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте).
Сядьте, дети на песок, продолжаем мы урок.
(Дети садятся за парты).

5. Целеполагание
На доске: портрет Кира Булычева
- Посмотрите на портрет этого человека?
- Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица.
- Каков его характер?
- А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие произведения написал?
Итог: Кир Булычев – писатель- фантаст - кто он? Каково его настоящее имя? Что я узнал о нем?
На доске: Игорь Всеволодович Можейко
Чтение текста о творчестве Кира Булычева. Работа по учебнику.
Цель: прочитайте текст о творчестве писателя: с. 207.
Итог: что это за человек? Чем он занимался? Какие произ-я он написал? Герои его произ-ий?
Выставка книг писателя.
Итог: какие книги вы читали? Может, смотрели фильмы и мультфильмы? А вы знаете, что по его книгам были изданы фильмы и мультфильмы! Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать понравившиеся.
- Сегодня мы отправимся в фантастическое путешествие по произведению Кира Булычева и познакомимся с одной из частей, которое называется ….

6. Разрыв
Чтение названия 1 части произ-я:
- прочитайте название 1 части повести
- кто такой ДЖИНН?
- какие сказки вы читали или смотрели по телевизору, в которых джинн - главный герой?
- смысл названия части
Итог: джинн? Кто герои? Смысл названия произведения?
Словарная работа:
Цель: чтение слов + толкование лексического значения «непонятных» слов + «Словарь русского языка» под ред.А.П. Евгеньевой.
* Работа по карточкам.
Ц: Соотнесите слова –понятия из левой колонки с толкованием значения этого слова-понятия и соедините их стрелками только те определения понятий, которые вы точно знаете и понимаете.
- При определении каких понятий вы испытывали трудности или не знали точно значение какого- то слова?
Учитель раскрывает лексическое значение «непонятных» слов.
На доске:
Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) + расположение на глобусе

* А теперь я хотела бы вам предложить еще одно задание.
Ц: я показываю вам картинку слова- понятия, а вы отгадываете слово, которое я вам показала.
Пр-ка: взаимопроверка.
Итог: новые слова? Эти слова нам встретятся в тексте части «Джинн в коробке».
Выразительное чтение учителем или хорошо читающих учащихся 1 части «Джинн в коробке»- стр.207-209 до слов «… это космический корабль?»
Цель: послушайте внимательно 1 часть из главы «Джинн в коробке» и назовите главных героев этой части. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему?

7. Разрыв
- Как вы думаете, что бы это могло быть: «похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной»?
- Предположение «А вдруг это космический корабль?»
Продолжение чтения 1 части жужжащим чтением до с. 209.

8. Разрыв. Физминутка «Руки за спинку, головки назад»
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться).
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх).
Головки опустим – на парту гляди.
(Вниз).
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх).
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам).
И снова читаем. Немного еще.

Повторное жужжащее чтение 1 части с заданием:
Ц: прочитайте текст 1 части очень внимательно и попробуйте при чтении подготовить и отметить простым карандашом ответы на следующие вопросы:
Итог: герои произ-я, тема.

Учащиеся получают карточку с вопросами по 1 части
Анализ содержания 1 части повести:
- опишите бухту, в которой плавала и ныряла Алиса. Как называется описание природы в литературе и ИЗО?
- Как пейзаж помогает понять чувства героев?
- почему бухта казалась зловещей?
- помогает ли описание бухты предположить, что с Алисой может произойти что- то страшное?
- почему Стас не боялся за Алису?
- представьте, что вы нырнули вместе с Алисой в глубину моря. Опишите, что вы там увидели?
- какое место Алисе больше всего понравилось? Почему?
- что обнаружила Алиса, отодрав мидию со скалы?
- на что была похожа Алисина находка?
- какая мысль пришла к Алисе?
- подтвердилась ли она?
- расскажите, как искала, нашла и открыла люк космического корабля Алиса.

Работа над композицией произведения.
На компьютере или доске: названия композиционных частей.
- Что такое композиция?
- Из чего состоит композиция?
- Как вы думаете, к какой композиционной части относится прочитанная нами часть? Почему?
А над остальными композиционными частями мы будем говорить, когда познакомимся с содержанием всего произведения.
Итог: какая композиционная часть соответствует 1 части повести?

Работа над характеристикой героев 1 части.
- Какой вы представили Алису?
- Что вы узнали о ее жизни?
- Какие черты личности Алисы вы можете отметить? Как эти свойства проявляются в ее поступках, мыслях, словах?
- Как относится автор к своей героине? Докажите, приводя примеры из текста.
- Как вы относитесь к Алисе? Почему? Чем поразила вас героиня? Хотели бы вы быть похожей на нее? Если, да, то почему?
Итог: Героиня Алиса? Кто она для меня? Тема 1 части.

Чтение 1 части учащимися разными способами, в разном темпе, используя коррекционные упражнения и памятку «Читай так!»:
Цель: прочитайте 1 часть, используя памятку «Читай так!», используя упражнения, направленные на отработку техники чтения, выразительности и осмысленности чтения. Читать текст нужно очень внимательно, чтобы выполнить следующее задание.

Задание «Восстанови текст» - работа в 2 микрогруппах
Вы получили отрывок из данной части, но ряд из авторского текста исключен. Ваша задача – заполнить пробелы словами, которые соответствуют смыслу, содержанию фрагмента, словами, которые наиболее отвечают авторскому замыслу или совпадают с ним, т.е. попытайтесь восстановить текст, используя слова для справок. А затем приклейте соответствующие слова-помощники на текст и прочитайте его.
Даны тексты:
1. Бухта казалась …: обрывистые берега замыкали ее с … сторон, бурунчики и белые пятна показывали, что к самой поверхности подходят зубцы …. В … были предательские водовороты, но Стас за … не боялся – он знал, что, когда рядом …, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным … и могла … часа дышать под водой – для этого надо только проглотить ….
Слова для справок: зловещей, Алису, бухте, скал, пилюлю, трех, три, дельфины, ныряльщиком

2. А вдруг это … корабль?
Такая мысль Алисе …. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на … триста тысяч лет назад на пустыню …!
Но в космическом корабле должен быть …
Поиски люка заняли минут … Дельфинам надоело присматривать за..., и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их …, проносившиеся сверху.
Слова для справок: космический, Калахари, Землю, люк, двадцать, подругой, тени, понравилась.
- А теперь каждый из своей группы расскажите в нескольких словах о ваших мыслях, чувствах, которые вы испытали, выполняя это задание.
А главный фантазер прочитает восстановленный текст.
Пр-ка: чтение получившейся работы с текстом; мои мысли и чувства после выполнения общего задания.

9. Разрыв
«Пейзажи подводного мира» - на листах ватмана изображение «Подводный мир» для 2 микрогрупп.
- Что такое пейзаж?
Цель: из предложенных пазлов - частей составьте иллюстрацию подводного мира, используя свою фантазию и умение работать вместе, сообща, используя правила дружбы и взаимопомощи, чтобы получились морские пейзажи. А после окончания своей коллективной работы составьте и запишите рассказ, используя уже полученные вами на уроке знания о подводном мире, его обитателях.
Итог: подводный мир? Чем завораживает? Хотели бы оказаться и побывать в подводном мире? Что и кого бы вы увидели? Пофантазируйте.

Творческая работа
Цель: Умеете ли вы фантазировать? что значит понятие ФАНТАЗИРОВАНИЕ?
А теперь давайте вернемся к нашей главной героине и представим, что мы вместе с Алисой проникли на борт затонувшего в море космического корабля. Какого героя не хватает на вашей иллюстрации? Это связано, конечно, с темой нашего урока и названием 1 главы произведения. Каким бы вам представился джинн из будущего? А как по-другому можно назвать жителей с других планет? С каких планет они могли бы прилететь? Как они будут выглядеть: добрые или злые? С какими инопланетянами вам приятнее было бы общаться? Как бы вы с ним подружились? Что бы для этого сделали? Как бы вы познакомили пришельцев с нашей планетой? А с нашей республикой? Что бы вы могли им рассказать о нашей Республике Казахстан?
Попробуйте нарисовать инопланетян или джинна из юудущего..
Афиширование работ уч-ся: выставка работ уч-ся + анализ получившихся рисунков джинна.
Итог: кто такой джинн, инопланетяне? Как нам с ними подружиться? Зачем нужно подружиться с ними?

Игра «Твори добро». Рефлексия.
Цель: а чтобы подружиться с джинном из будущего, я предлагаю взяться за руки. Крепко пожать друг другу руки. А теперь скажем от чистого сердца всей нашей планете, пришельцам и джинну из будущего такие слова:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
Нам всем приятно, когда рядом с нами люди с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все вместе будем делать добро и создавать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
А теперь громко похлопаем в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете Земля и не только на ней.
Итог: какие качества нужны для фантазера, чтобы быть добрым и отзывчивым землянином, развивать фантазию? Быть всегда в хорошем настроении? А, чтобы нашей планете было еще лучше от наших добрых дел, украсьте ее цветами в соответствии с вашим настроением от проведенного урока и используя «Словарь настроений».
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственникам, другу.
Оно как сказочное волшебство
Вернется к вам по кругу.

10. Подведение итогов.
- С каким отрывком из произведения «Джинн в коробке» мы сегодня познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения? К какому литературному жанру оно относится?
- Что вы узнали о нем? Расскажите о его творчестве? Почему его называли писателем-фантастом?
- Герои 1 части?
- описание подводного пейзажа
- Алиса и дельфины
- находка Алисы
- описание космического корабля: где? На что был похож? Как открыла Алиса люк?
Итог: озаглавливание 1 части, тема.

11. Домашнее задание: с. 207, творчество, с. 207-209, выразительное чтение, выполняя домашнее задание по выбору.
 Пофантазируйте и нарисуйте рисунок: что могла увидеть Алиса внутри космического корабля.
 Составить кроссворд по прочитанной части.
 Придумать 10 вопросов для викторины к 1 части.

ЛИТЕРАТУРА. ТЕМА: К Булычёв. «Джин в коробке»

Цель: 1.Развивать знание композиции рассказа. Определять части умение композиционного состава, умение составлять портретную характеристику.

2. Формировать умение отстаивать свою точку зрения,

умение продолжать литературное произведение.

3.Воспитывать интерес к чтению фантастической

литературы.

Оборудование: Плакаты с рисунками, высказываниями.

грамзапись песни

С какими фантастическими произведениями вы уже знакомы

Работать мы будем под девизом

Объясните смысл этого выражения.

Значит на уроке мы будем: думать,анализировать, сопоставлять, делать выводы и учиться составлять свой рассказ.

Для этого повторим правила работы, которые нам пригодятся на протяжении всего урока.

1.Уметь слушать, не перебивать.

2.Делиться знаниями.

3.Не критиковать.

4.Точность ответа.

5.Культура общения.

6.Регламент.

Если всё это мы будем соблюдать, то знаний на уроке:

«КАЖДЫЙ ПОЛУЧИТ РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ВКЛАДЫВАЕТ САМ.»

2.Работа над текстом.

А сейчас,ребята, послушаем песню»Прекрасное далёко»

Какое настроение она у вас вызвала?

О чём вы сразу подумали?

Подходит ли она к нашей сказке?

А что это? Что такое фантастика?

Каких два вида фантастических произведений существует в литературе? (научная и приключенческая)

Отрывком какой книги является отрывок? («Девочка с Земли»)

Что такое, ребята, композиция литературного произведения?

Из чего она состоит?

Экспозиция-характеристика места и времени.

Завязка- событие с которого начинается рассказ

Кульминация- момент наивысшего напряжения.

Развязка-исход событий.

Найдите экспозицию рассказа. Почему бухта показалась зловещей?

Помогает ли это описание предположить,что с Алисой произойдёт что-то страшное.

Почему же Стас не боялся за Алису?

Найдите завязку истории.

Закройте глаза и представьте, что вы прыгнули вместе с Алисой в глубину моря.

Опишите, что вы там увидели.

Глубокая, зелёная с солнечными бликами вода, тёмная в глубине,волосы длинных водорослей, серебристые рыбы.

Могла ли Алиса не опускаться в глубину моря, хоть раз увидев такую красоту?

Что ещё привлекало Алису в морских глубинах? Что она хотела открыть? (галеру, затонувший город)

Что Алиса обнаружила,отодрав Мидии?

На что была похожа её находка? Какой формы она была?

Что Алиса сделала и увидела внутри капсулы?

Опишите внешний вид космонавта.

Коричневый цветом, страшно худой, имел 4 руки, втрое тоньше нормального человека, голова была сплющена, словно в детстве он хотел пролезть в какую-нибудь щель, ушей совсем не было, длинный подбородок заканчивался жёлтой бородой.

Какие чувства у вас вызвал космонавт? (жалость, неприязнь)

Показался ли он вам мужественным, он провёл 3000лет под водой и остался жив?

Почему? Каким он вам показался?

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ,

А теперь, ребята, найдите кульминацию рассказа. ПРОЧИТАЙТЕ.

Что такое диалог? На каком языке говорила Алиса?

Каким перед нами предстал космонавт, во время разговора с Алисой, как он вёл себя? (молчаливым, грубым)

С какой целью он прилетел на Землю?

Подтвердил ли он своё звание Тирана? Да

Что он хотел сделать с Алисой? Зачем?

Удалось ли ему переселиться в Алису и захватить Землю?

Кто помог Алисе? (Друзья) Как они помогли? Найдите это место и прочитайте.

Найдите развязку в тексте.

Как тиран относится к дружбе? Прочитайте!

А как Алиса относится к дружбе?

Прав ли космонавт рассуждая, что всех нужно делить на слабых и сильных.

Согласна ли с ним Алиса? Прочитайте!

ВЕРНО! Какая главная мысль рассказа?

А каково ваше отношение к космонавту, Алисе?

Верно! друзья всегда помогут в беде.

Какова же главная мысль рассказа?

Я сейчас выставлю слова характеризующие Алису и космонавта, а вы подтвердите мой выбор.

АЛИСА КОСМОНАВТ

Жестокая добрый, отзывчивый

Трусливая наблюдательный

Грубая бесстрашный

Тиран исследователь космоса, Земли

Жалкая, смешная

Осуждаю её любуюсь, восхищаюсь

Согласны? (нет)

Верно! Так какими же были на самом деле Алиса и космонавт?

Ребята, а как вы думаете какое отношение автора к героине рассказа?

Нравится ли ему героиня рассказа?

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Сейчас у нас будет работать творческая лаборатория, но прежде я прочитаю слова Пашки Гераскина.

Итак 4 вопроса.

1гр. Правильно ли поступила Алиса, опустившись на дно моря?

2гр. Неправильно поступила…..

3гр. Продолжить рассказ, что могло бы случится, дальше, если бы не подоспевшие друзья?

Почему вы в своих рассказах, ещё раз спасли тирана?

(Он злодей, но нам его жалко)

Ответы каждой группы 3 минуты.

Мне очень понравились ваши ответы, высказывания.ОНИ ЗВУЧАЛИ В ПОДДЕРЖКУ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ РАССКАЗА.

РЕФЛЕКСИЯ.

Что вы взяли для себя с этого урока?

А. сейчас мы наш урок как начали, так и закончим песней «ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО»

Вдумайтесь в последние слова песни. Согласны ли вы с этими словами?

-«Я КЛЯНУСЬ, ЧТО СТАНУ ЧИЩЕ И ДОБРЕЕ, И В БЕДЕ НЕ БРОШУ ДРГУГА НИКОГДА.»

Вы согласны со словами песни