Беседа в старшей группе на тему: "Вежливые слова "
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.

Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.

Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов. Ход беседы
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.

Когда сосед мне подарил мопед,

Его спросил я: «А другого нет?»

Он головою мне в ответ покачал

Ну что же я неправильно сказал?

Однажды моя бабушка на улицу пошла,

Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»

Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,

Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.

Когда ложится моя бабушка в кровать,

Я утра доброго приду ей пожелать.

А утром я бабулю разбужу

Спокойной ночи весело скажу.

Друзья, дайте поскорей ответ

Я всё же прав иль нет?

Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».

Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.

Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.

Отгадывание загадок.

Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.

1)Встретив зайку, ёж сосед

Говорит ему: … (Привет.)

2)А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)

3)К осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свидания.)

4)Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (Извини.)

5)Трясогузка с бережка

Уронила червяка

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)

6)Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)

7)Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала.

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста.)

8)Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём

Хлоп раз, ещё раз,

Мы похлопаем сейчас

А теперь скорей – скорей

Хлопай – хлопай веселей!

Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!

Чтение стихотворения «Вежливые слова».

Нужно знать как дважды два,

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить «пожалуйста»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,

И тихо, и робка он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, простите.

Прослывишь ты воспитанным, милым,

Если всем говоришь «большое спасибо»

Не забудьте, что на прощанье

Нужно всем говорить «до свиданья»!

Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)

Рефлексия.

1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?

2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?

3)Кто приходил к нам в гости?



Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание.

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости. Формировать нравственные качества, уважение друг к другу. Учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки. Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений. Воспитывать желание быть вежливым.

Методические приемы. Наглядный (внесение картины “девочка уронила платочек”); Словесный (стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, рассказ В. Осеевой “Печенье”, вопросы к детям, пословицы); Практический (обыгрывание ситуаций из жизни детей, упражнение детей в проговаривание вежливых слов).

Предварительная работа. Беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; Рассматривание картин, иллюстраций.

Материал.

Картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье” ; диск с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Ход занятия.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще…(здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече…(добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, я загадаю вам литературную загадку. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы:

Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

Почему бабушка и мама молчали за столом?

Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб…)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.

А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака

“Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

Марина, я тебя очень прошу…

Если тебе не трудно…

Ты не мог бы…

Сделай доброе дело…

Передай, пожалуйста,…и т. д.

Давайте споём для Печкина “Вежливую песенку”.

Исполнение детьми “Вежливой песенки” муз. Г. Левкодимова, сл. Р.Алдониной.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

До свидания…

До завтра…

До встречи…

До скорой встречи…и. т. д.

Почтальон уходит.

(Для разновозрастных групп)

1) средняя группа - углублять знания детей о различных формах вежливых слов и их значении.

Расширять этический кругозор детей.

Воспитывать желание быть вежливыми, доброжелательными к людям.

2) старшая группа - обобщить знания детей о различных формах вежливых слов;

формировать у детей умение рассуждать, учить, оценивать поведение персонажей сказки «Вежливый кролик», выражать свое отношение к их поступкам.

Воспитывать положительное отношение к другим людям, уверенность в себе.

Предыдущая работа: беседа с детьми «Могут ли поступки быть вежливыми?»; чтение детям рассказов и сказок В. А. Сухомлинского «Почему дедушка такой добрый сегодня», «Скажи человеку «Здравствуйте!», «Черствость, безразличие», изучение пословиц о вежливости.

Оборудование: мячик, «цветок вежливости», запись мелодии Л. В. Бетховена «Душа», мексиканская сказка «Вежливый кролик», гуашевые краски, кисточки, бумага, салфетки, клеенки.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными: вежливый, воспитанный, вежливый; употреблением слов вежливых форм общения; обогащать словарь употреблением пословиц и стихов о вежливости.

Дети, давайте поздороваемся.

Дети, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.

Ребенок: Ко всем сердцам, как к двери,

Есть ключики одни.

Их каждый легко подберет,

Нужные слова найдет.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Спасибо с улыбкой сказать так несложно,

Но нет его в мире порою дороже!

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?

Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.

Игра - приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»

(Дети передают друг другу мяч, произнося слова - приветствия)

Вика, добрый день!

Привет, Сережа!

Здравствуй, Саша!

Доброе утро, Елена Николаевна!

Привет, Екатерина!

Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости .

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

1. Придя в детский сад надо со всеми... (поздороваться).

2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят... (Дай мне, пожалуйста) (сер.)

3. Когда двое разговаривают нельзя... (их перебивать).

4. Когда оскорбил товарища надо... (попросить прощения).

5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть... (всегда приветливым).

6. Идя домой надо сказать всем... (до свидания).

Я улыбаюсь солнышку: (подъем рук через стороны вверх)

«Здравствуй, солнце золотое»

Я улыбаюсь цветочкам- (наклоны туловища вперед, руки на поясе)

Пусть они цветут!

Я улыбаюсь дождю - (наклоны влево - вправо, руки вверху)

«Лейся, дождик, как из ведра»

Друзьям улыбаюсь - (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

Желаю им добра.

Правила хорошего тона требуют быть внимательными к людям. Для этого нужно учиться узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. А поднимают настроение искренние пожелания от друзей. Давайте поиграем в игру «Я желаю тебе...» (под тихую музыку дети говорят пожелания, передавая «цветок вежливости» друг другу).

Говорят, что вежливость необходима всем или каждому. В этом мы убедимся, прослушав сказку.

Мексиканская сказка «Вежливый Кролик»

Какие вежливые слова прозвучали в сказке? (Ср)

Как отреагировала змея на вежливое приветствие Кролика? (В)

Как помогла вежливость кролика избежать беды? (В)

Вспомните случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость?

А сейчас я предлагаю старшим детям нарисовать «Дерево вежливости». На нем должно быть столько плодов, сколько вежливых слов вы знаете. А дети нарисуют «Поляну вежливости», где каждый цветок - вежливое слово.

Самостоятельная работа детей.

Молодцы, дети! Вы сегодня побывали в школе вежливости, и я надеюсь, что вы хорошо запомнили вежливые слова и всегда их будете использовать.

Этическая беседа на тему: «Вежливые слова»

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

Цель : формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Беседа.

Дети, давайте поздороваемся.

Ребята, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.

Ко всем сердцам, как к двери,

Есть ключики одни.

Их каждый легко подберет,

Нужные слова найдет.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Спасибо с улыбкой сказать так несложно,

Но нет его в мире порою дороже!

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?

Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.

Игра - приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»

(Дети передают друг другу мяч, произнося слова - приветствия)

Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости .

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

1. Придя в детский сад надо со всеми... (поздороваться).

2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят... (Дай мне, пожалуйста) (сер.)

3. Когда двое разговаривают нельзя... (их перебивать). +

4. Когда оскорбил товарища надо... (попросить прощения).

5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть... (всегда приветливым).

6. Идя домой надо сказать всем... (до свидания).

Вежливость - очень важное качество для каждого человека. Для того, чтобы проявить вежливость, существуют специальные вежливые слова. Иногда такие слова называют даже волшебными, ведь в каждом слове заключается великая сила, они могут совершать чудеса! Как вы думаете, что такое вежливые слова?

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке.

В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Какие вежливые слова вы встретили в стихотворении? А какие вежливые слова вы знаете еще?

А сейчас я предлагаю вам ребята нарисовать «Дерево вежливости». На нем должно быть столько плодов, сколько вежливых слов вы знаете.

Самостоятельная работа детей.

Молодцы, дети! Вы сегодня побывали в школе вежливости, и я надеюсь, что вы хорошо запомнили вежливые слова и всегда их будете использовать.

Ребята, в обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела! А в заключении нашей беседы послушайте стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Цели: Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...

Этическая беседа на тему: «Вежливые слова»

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

Цель : формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Беседа.

1. Что такое вежливость.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять. А как вы считаете, ребята, что такое вежливость?

2. Вежливость - очень важное качество для каждого человека. Для того, чтобы проявить вежливость, существуют специальные вежливые слова. Иногда такие слова называют даже волшебными, ведь в каждом слове заключается великая сила, они могут совершать чудеса! Как вы думаете, что такое вежливые слова?

3. Давайте взглянем на доску и прочитаем стихотворение:

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке.

В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Какие вежливые слова вы встретили в стихотворении? А какие вежливые слова вы знаете еще?

4. Говорить вежливые слова очень важно и правильно, но при этом, необходимо знать для чего и в какой ситуации употребляется то или иное слово.

Сейчас нам необходимо выполнить следующее задание. Взгляните опять на доску. Здесь даны некоторые вежливые слова (доброе утро, здравствуйте, пожалуйста, спасибо). Вам необходимо порассуждать и сказать что обозначают эти слова и когда, в какой ситуации мы можем их использовать.

5. Как вы считаете, ребята, важно ли использовать вежливые слова при общении? Почему вы так считаете? Часто ли вы используете вежливые слова?

6. А сейчас давайте проверим, много ли вежливых слов вы знаете. Я буду бросать мячик кому-либо из вас, и у кого он окажется в руках, тот должен будет назвать одно вежливое слово. Слова повторяться не должны.

Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!

6. - Подведем итоги нашей беседы. Что вы узнали нового? Для чего нам необходимо знать вежливые слова? Какого человека вы считаете вежливым?

Ребята, в обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела! А в заключении нашей беседы послушайте стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!»: