Выражение "глас вопиющего в пустыне" - обозначает напрасные призывы, уговоры, к которым никто не прислушивается, безответную просьбу, мольбу, обращение, воззвание.
Впервые подобное словосочетание появилось в труде Исайи (Йешаяху) (родился в 765 году до Р. Х.). Доподлинно неизвестно, когда была написана книга Исайи (в канонической Библии она занимает 23 позицию), исследователи относят дату её создания в период 778 - 732 годов до Р. Х.

<...>
"Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему"

(книга Исайи 40, 3)
<...>

Нет никакого сомнения, что в наше время слова пророка Исайи трактуются неправильно. Исайя в своей книге утверждает "Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу". Однако с течением времени знак препинания двоеточие перестало ставиться, и в итоге фраза стала читаться слитно "Глас вопиющего в пустыне". То есть первоначальный смысл был утерян в веках.
Поскольку с образованием в те времена было "туго " и люди по большей части были неграмотны, либо частично грамотны, то эту ошибку почти сразу же допустили первые последователи и ученики пророка Иисуса, которых называют апостолами.

Марк писал: "Глас вопиющего в пустыне: создайте путь Господу, проторите прямую дорогу Ему" (1, 3)

Матфей писал: "Он возвестил: я глас вопиющего в пустыне: улучшите тропу Господу, как говорил пророк Исаи" (3, 3)

Кто такой пророк Исайя?

Этот человек появился на свет в городе Иерусалим в богатой семье. Когда ему исполнилось двадцать лет, к нему в видении пришёл Бог Саваоф, окружённый ангелами. В своих речах Исайя делает акцент на идеях социального равенства и социальной справедливости. Он постоянно твердил своей пастве, что нравственность важнее, чем буквальное, бездуховное почитание Бога.

"Зачем вы приносите в жертву множество животных? Господь наш пресыщен кровавыми убийствами скота...перестаньте творить злодеяния, попробуйте научиться делать добро: вступайтесь за вдову, защитите сироту, ищите правду, спасите угнетённого"
(Книга Исайи 1:11; 16-17)

Исайя начинает критиковать сильных мира сего за их неправедный образ жизни, за жестокость и сребролюбие. Этот пророк стал первым среди почитателей Иисуса, который проповедовал раздвинуть национальные рамки и претворить заповеди и слова Бога во всемирном масштабе.

"...и станет он осуждать страны и обличит множество народов; и перекуют они свои копья на серпы, а мечи на орала, и станут жить мирно"
(Книга Исайи 2:2-4)

Использование фразеологизма "глас вопиющего в пустыне" в литературе


"Рассаживайтесь на свои места! Не надо так громко разговаривать! Показалось, что это был глас вопиющего в пустыне: ученицы перестали галдеть только тогда, когда их учитель стал диктовать"
(А. Шеллер-Михайлов)

"Безусловно, это нарочито двусмысленные и осторожные предложения так и остались гласом вопиющего в пустыне"
(Владимир Ульянов-Ленин)

"Где нет уверенности, что читатель всё воспримет правильно, литература представляет собой глас вопиющего в пустыне..."
(Салтыков-Щедрин)

Евангелия от Луки, 1:5-23,57-80; 3:1-18; от Матфея, 3:1-12; от Марка, 1:1-8

Предтеча Христа происходил из среды тех верных в Израиле, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии. Престарелый священник Захария и его жена Елисавета «оба были праведны пред Богом», и в их святой жизни свет веры сиял подобно звезде во мраке тех злых дней. Этой благочестивой чете был обещан сын, который «предыдет пред лицем Господа – приготовить пути Ему».

Захария жил в нагорной стране Иудее и приходил в Иерусалим, чтобы в течение недели совершать в храме служение, требуемое от священников каждой чреды дважды в год. «Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения».

Он стоял перед золотым жертвенником в отделении храма, названном Святое. Курился фимиам, и верующие возносили Господу молитву. Неожиданно Захария ощутил Божественное присутствие: ангел Господень стоял по правую сторону кадильного жертвенника. Такое положение ангела было знаком особой милости, но Захария не обратил на это внимания. Многие годы он молился о пришествии Искупителя. И вот, когда Небо послало вестника объявить ему, что его молитвы услышаны, милость Господня показалась ему слишком великой, чтобы поверить в нее. Он был полон страха и самоосуждения.

Но прозвучала радостная весть: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предьидет пред Ним в Духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».

Захария хорошо знал, что и Аврааму был дарован сын в старости, потому что тот надеялся, что верен Своему слову Обещавший. И все же престарелый священник в этот момент думает о слабости человеческой, забывая о том, что Бог всегда способен исполнить то, что обещал. Какой контраст между Его неверием и простодушной детской верой Марии! Дева из Назарета на чудесную весть ангела отвечала: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1:38).

Рождение сына Захарии, так же как рождение сына Авраама и Сына Марии должно было открыть великую духовную истину – истину, которую мы медленно усваиваем и быстро забываем: сами по себе мы ничего не можем делать доброго, но то, что неподвластно нам, будет сотворено силой Господней в каждой смиренной и искренно верующей душе. Именно по вере было дано дитя обетования. Только посредством веры зарождается духовная жизнь, и мы становимся способными совершать праведные поступки.

На вопрос Захарии ангел ответил: «Я, Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие». За пятьсот лет до этого Гавриил открыл Даниилу пророчества, в которых шла речь о временах до пришествия Христа. Захария знал, что время это уже заканчивается, и молил о пришествии Мессии. И тот же посланник, через которого было дано пророчество, теперь пришел возвестить о его исполнении.

Слова, произнесенные ангелом: «Я, Гавриил, предстоящий пред Богом», – свидетельствуют об очень высоком положении его в небесных чертогах. Придя к Даниилу с вестью, Гавриил сказал: «И нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила [то есть Христа], князя вашего» (Дан. 10:21). Спаситель говорит о Гаврииле в Откровении: «Послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1:1). А Иоанну ангел сказал: «Я – сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам» (Откр. 22:9). Какая чудесная мысль: ангел, который по чести уступает лишь Сыну Божьему, избран для того, чтобы открывать грешным людям намерения Божьи!

Захария выразил сомнение в словах ангела. И тут же онемел, и остался немым до тех пор, пока они не исполнились. «И вот, – сказал ангел, – ты будешь молчать... до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». При служении, которое как раз выпало на черед Захарии, священник должен молиться о прощении грехов народа и о пришествии Мессии. Но когда Захария приступил к своей обязанности, он обнаружил, что не может произнести ни слова.

И выйдя благословить молящихся, «он объяснялся с ними знаками и оставался нем». Люди долго ждали его и начинали уже опасаться, не постигло ли его наказание Божье. Но когда он вышел из святилища, все увидели его лицо, сияющее славой Божьей, и «поняли, что он видел видение во храме». Захария знаками объяснил им, что видел и слышал, и «когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой».

После рождения обещанного сына «разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей?» Все это произошло для того, чтобы обратить внимание народа на пришествие Мессии, Которому Иоанн призван был приготовить путь.

И Святой Дух сошел на Захарию, и чудесными словами он пророчествовал о призвании своего сына:

«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, Ибо предъидешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему, Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, По благоутробному милосердию Бога нашего, Которым посетил нас Восток свыше, Просветить сидящих во тьме и тени смертной, Направить ноги наши на путь мира».

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Еще до рождения Иоанна ангел сказал о нем: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Бог призвал сына Захарии к великому служению, самому великому, из когда-либо поручавшихся людям. Чтобы исполнить это служение, Иоанн должен был трудиться вместе с Господом, следуя указаниям ангела, чтобы не оставил его Дух Божий.

Иоанну надлежало стать вестником Иеговы и принести людям свет Божий, изменить само направление их мыслей. Он должен был запечатлеть в их сознании святость Божьих предписаний и убедить в том, что они нуждаются в Его совершенной праведности. Несущий такую весть сам должен быть святым. Ему следует стать храмом, в котором обитает Дух Божий. Для исполнения своей миссии он должен быть физически здоровым и обладать светлым умом и духовной силой. Предтече Господа надлежало смирить свои страсти и научиться так владеть собой, чтобы вопреки любым обстоятельствам стоять крепко, подобно скале в пустыне.

Иоанн Креститель пришел в мир, который захлестнули всевозможные пороки. Стяжательство, страсть к роскоши, чувственные наслаждения, чревоугодие и пьянство подрывали здоровье людей, притупляли духовное зрение, способность сопротивляться греху. Иоанн был призван изменить мировоззрение людей. Его воздержанный образ жизни, его простая одежда должны были стать живым укором тем, кто предавался излишествам. Значит, наставление, данное небесным ангелом родителям Иоанна, – это урок воздержания.

В детстве и юности личность наиболее восприимчива, это лучший момент для развития самообладания. У домашнего очага и в семейном кругу человек обретает качества, которые отзовутся в вечности. Привычки, приобретенные в ранние годы жизни, сыграют куда более серьезную роль, нежели природные дарования, в том, победит человек или проиграет в жизненной борьбе. Юность – время посева, именно она определяет, какой будет жатва в этой жизни и жизни грядущей.

Пророк Иоанн призван был «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Подготавливая путь для Первого пришествия Христа, он олицетворяет и тех, кто должен приготовить людей для Второго пришествия нашего Господа. Люди мира сего потворствуют своим похотям, в нем изобилуют заблуждения. Растет число ловушек, расставляемых сатаной, чтобы губить души. Каждому, кто желает совершать святые дела в страхе Божьем, следует научиться воздержанию и самообладанию. Желания и страсти должны находиться под контролем высших сил разума. Самодисциплина крайне важна для обретения умственной силы и духовной проницательности, которая делает нас способными понимать и соблюдать священные истины Слова Божьего. Вот почему воздержание необходимо для приготовления ко Второму пришествию Христа.

Было бы вполне естественно, если бы сын Захарии начал учиться, чтобы стать священником, но школы раввинов не подготовили бы его для служения, к которому он был призван. Поэтому Господь не послал его к богословам учиться у них толковать Писания. Господь призвал его в пустыню, чтобы он познал тайны мироздания.

Он поселился в краю бесплодных холмов, диких ущелий и горных пещер. Наслаждениям и роскоши он предпочел суровую жизнь в пустыне. Это были идеальные условия для развития в юноше чистоты духа и способности к самоотречению. Здесь, вдали от всего мирского, он мог, изучая природу, постигать откровение и тайны Божьего промысла. Его богобоязненные родители часто повторяли ему слова ангела, услышанные Захарией. С детства ему говорили о его призвании, и он всем сердцем откликнулся на святой призыв. Одиночество в пустыне оказалось для него желанным избавлением от общества, в котором почти все было пропитано подозрительностью, неверием и нечистотой. Он не уповал на собственные силы в противоборстве с искушениями и постоянно избегал соприкосновения с грехом, чтобы не утратить сознание его недопустимости.

Как назорей, посвященный Богу от рождения, он дал обет служить всю жизнь Господу. У него, как у древних пророков, была одежда из верблюжьего волоса с кожаным поясом. Он питался «акридами и диким медом», которые собирал в пустыне, и пил чистую воду из горных ручьев.

Но жизнь Иоанна не была праздной, не предавался он печали из аскетизма и уединению из гордости. Время от времени он выходил, чтобы общаться с людьми. Из своего тихого убежища он всегда с интересом наблюдал за тем, что происходит в мире. Его разум был просвещен Божественным Духом, он изучал природу людей, чтобы понять, как достичь их сердец небесной вестью, – ибо на нем лежало бремя его служения. В пустынном уединении Иоанн стремился приготовить душу к главному делу своей жизни, он много размышлял и молился.

Но даже в пустыне он не был свободен от искушений. Он делал все возможное, чтобы преградить всякий доступ к себе сатане, однако тот все же подстерегал его. Но духовное видение Иоанна оставалось ясным. Он воспитал в себе сильный и решительный характер и с помощью Святого Духа мог распознавать приближение сатаны и противостоять ему.

Пустыня была для Иоанна и школой, и святилищем. Подобно Моисею в горах Мадиамских, он был сокрыт в Боге, окружен доказательствами Божественной силы. Правда, жил он, в отличие от великого вождя Израиля, не в горах, покоряющих своей красотой и великолепием, но перед взором Иоанна расстилались высоты Моава, шумел поток Иордана, свидетельствуя о Том, Кто поставил горы и препоясал их Своей силой. Унылые и безжизненные пейзажи, окружавшие Иоанна, словно олицетворяли духовное состояние Израиля. Плодоносный некогда виноградник Господень превратился в бесплодную пустыню. Но над пустыней высилось вечное ясное небо. Перечеркивая грозовые тучи, сияла радуга – символ Божьего обетования. Так и над Израилем воссияла обещанная слава царства Мессии. Тучам гнева противостояла радуга Его завета милости.

Тихими ночами Иоанн вспоминал данное Богом Аврааму обетование о бесчисленном, как звезды на небе, потомстве. Свет зари, покрывающий позолотой горы Моава, говорил ему о Том, Кто будет рассветом «утра при восходе солнца на безоблачном небе» (2 Пар. 23:4). А в ярком полдне пророк видел все великолепие Его явления, когда «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:5).

С благоговением и восторгом он искал в пророческих свитках откровения о пришествии Мессии – обещанного Семени, который поразит змея в голову; Примирителя, Который должен прийти, прежде чем царь перестанет царствовать на престоле Давидовом. Ныне пришло это время. Римский правитель восседал во дворце на горе Сион. Согласно верному Слову Господню, Христос уже родился.

Днем и ночью Иоанн Креститель изучал восторженное описание славы Мессии у Исаии-пророка: Отрасль от корня Иесеева, Царь, Который будет «дела страдальцев земли решать по истине», «покров от непогоды... тень от высокой скалы в земле жаждущей». Израиль больше не будут называть «оставленным», землю его – «пустынею», но Господь назовет Его «Мое благоволение» и землю его – «замужнею» (Ис. 11:4; 32:2; 62:4). Сердце одинокого отшельника наполнялось предчувствием грядущих событий.

Он взирал на Царя в Его красоте и забывал самого себя. Он созерцал величие святости и чувствовал себя немощным и недостойным. Он был готов идти к людям как посланник Неба, не страшась никого, потому что вручил себя воле Божьей. Теперь он мог бесстрашно стоять перед земными царями, – ведь он склонялся перед Царем царей.

Иоанн не вполне понимал сущность царства Мессии. Он жаждал освобождения Израиля от поработителей. И потому пришествие Царя праведности и становление Израиля как святого народа было его великим упованием. Он думал, что именно так исполнится пророчество, данное при его рождении:

«Помянет святый завет Свой... Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, Служить Ему в святости и правде пред Ним Во все дни жизни нашей».

Иоанн видел, что его народ обманут, ослеплен самодовольством, сознание людей усыплено грехом. Он стремился обратить его к праведной жизни. Весть, которую Бог поручил ему огласить, должна была пробудить израильтян ото сна, заставить содрогнуться от великого развращения. Чтобы семя Евангелия могло прорасти в сердцах, следовало прежде приготовить почву. Чтобы люди захотели искать исцеления у Иисуса, в них должно пробудиться чувство опасности греха.

Бог посылает Своих вестников не для того, чтобы они льстили грешникам. Господь не имеет намерений успокоить их, оставив в состоянии мнимой безопасности, которое чревато гибелью. Напротив, Он возлагает тяжелое бремя на совесть беззаконника и пронзает его душу стрелами осуждения. Ангелы-служители открывают человеку страшные суды Божьи, чтобы он ощутил еще глубже свою нужду и обратился к Господу с вопросом: «Что мне делать, чтобы спастись?» И тогда та рука, которая смирила во прах, поднимет кающегося. Голос, осудивший грех и посрамивший гордыню и честолюбие, с состраданием и любовью скажет: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал тебе?»

Когда Иоанн начал свое служение, в народе царили гнев и недовольство, грозившее восстанием. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев языческие символы и установления породили мятеж, который был потоплен в крови тысяч самых смелых людей Израиля. Все это усилило ненависть народа к Риму и укрепило стремление израильтян сбросить имперское иго.

В разгар всех этих борений из пустыни раздался из пустыни суровый, но дарующий надежду голос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Новая и необычная сила этого голоса тронула народ. Пророки предсказывали пришествие Христа как событие далекого будущего, и вот выясняется, что оно близко! Сам Иоанн видом своим напоминал древних пророков. И поведением, и одеждой он был похож на пророка Илию. В духе и силе Илии Иоанн обличал развращенный народ и осуждал распространившиеся грехи. Иоанн проповедовал так смело и горячо, что многие видели в нем одного из прежних пророков, восставших из могилы. Весь народ взволновался. Люди толпами стекались в пустыню послушать пророка.

Иоанн провозгласил пришествие Мессии и призвал народ к покаянию. Он крестил людей в водах Иордана, что символизировало очищение от греха. Иоанн хотел показать иудеям, считающим себя избранным Божьим народом, что они осквернены грехом и без очищения сердца не могут войти в Царство Мессии.

Князья, раввины, воины, мытари, крестьяне – все приходили послушать пророка. Божье предостережение тревожило их. Многие покаялись и приняли крещение. Люди самых разных сословий и званий покорились требованиям Крестителя, желая приобщиться к Царству, о котором он возвещал.

Приходили многие книжники и фарисеи, исповедовали свои грехи и просили крестить их. Они считали себя высшим сословием и всячески поддерживали мнение о своем исключительном благочестии. Теперь же обнажались их тайные проступки. Дух Святой открыл Иоанну, что многие из этих людей не совершили истинного покаяния. Они ловко приспособились к новым обстоятельствам. Представляясь друзьями пророка, эти лицемеры надеялись обрести благоволение грядущего Царя. Принимая крещение у популярного в народе молодого учителя, они рассчитывали усилить свое влияние на людей.

Иоанн встретил их резким вопросом: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить о себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Иудеи неправильно толковали Божье обетование о вечном благоволении к Израилю: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут. Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иер. 31:35-37). Евреи считали, что происхождение от Авраама давало им право претендовать на это обетование. Но они упустили из виду условие, которое оговорил при этом Господь. Прежде чем дать это обетование. Он сказал: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом... потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:33, 34).

Благоволение Божье обещано только тем, у кого в сердце написан Его закон. Они – одно с Ним. Но иудеи сами отделились от Господа. Из-за своих грехов они страдали от Божьих судов и по той же причине оказались в зависимости от язычников. Их ум был омрачен беззаконием, а поскольку в прошлом Господь являл к ним великую милость, они оправдывали этим свои грехи. Они обольщались, считая себя лучше других, и присваивали себе Его благословения.

Все это написано «в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Как часто мы неверно истолковываем благословения Господни и льстим себе, думая, что заслужили Его милость какой-либо добродетелью. Мы не позволяем Богу сделать для нас то, что Он жаждет свершить. Его дары используются нами для самоугождения, наши сердца ожесточаются в грехе и неверии.

Иоанн упрекал учителей Израиля в том, что их гордыня, эгоизм и жестокость уподобили их порождениям ехидны, сделали смертельным проклятием для народа, а не детьми праведного и покорного Авраама. Им, получившим свет от Бога, это было более непростительно, чем язычникам, над которыми они так превозносились. Они забыли скалу, из которой были высечены, и ров, из которого были извлечены. Господь ни от кого не зависит при осуществлении Своей цели. Подобно тому как Он призвал из языческой среды Авраама, так же мог Он избрать для служения и других. Сердца их могут сейчас быть нечувствительными, точно камни в пустыне, но Святой Дух способен пробудить этих людей к свершению Его воли и исполнить на них Свое обетование.

«Уже, – сказал пророк, – и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Ценность дерева определяется не породой, а плодами, которые оно приносит. И если плоды худые, то благородное имя не спасет дерево от уничтожения. Иоанн объявил иудеям, что их положение перед Богом должно определяться их помыслами и делами. Исповедание веры лишь на словах – бесполезно. Если жизнь людей не находится в гармонии с законом Божьим, они не являются Его народом.

Вдохновенные речи Иоанна звучали обличительно. Задетые за живое слушатели подходили к нему и спрашивали: «Что же нам делать?» И он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Он предостерегал мытарей от неправедных поборов и воинов – от насилия.

Каждый, кто желает стать подданным Царства Христа, сказал Иоанн, должен засвидетельствовать это своей верой и покаянием. Тогда человек приобретает такие черты, как доброта, честность и верность. Он будет служить нуждающимся и приносить Богу свои дары. Он будет спасать беззащитных и подавать другим пример благородства и сострадания. Так последователи Христа покажут своей жизнью преобразующее влияние силы Духа Святого. Они почувствуют в своей повседневной жизни справедливость, милосердие и любовь Господа. Иначе они будут подобны соломе, брошенной в огонь.

«Я крещу вас в воде в покаяние, – сказал Иоанн, – но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Пророк Исаия провозгласил, что Господь очистит Свой народ от беззакония «духом суда и духом огня». Бог сказал Израилю так: «И обращу на тебя руку Мою, и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» (Ис. 4:4; 1:25). По отношению ко греху, где бы он ни обнаруживался, «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29). Во всех, кто покорится Его силе, Дух Божий искоренит грех. Но если люди лелеют свой грех, они становятся одно с ним. Тогда слава Божья, которая уничтожает грех, уничтожит и их. После того как Иаков всю ночь боролся с ангелом, он воскликнул: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Иаков совершил тяжкий грех по отношению к Исаву, но он покаялся. Его беззаконие было ему прощено, а его грех – омыт. Поэтому он смог вынести откровение Божьего присутствия. Но всякий раз, когда люди приходят к Богу, лелея зло в сердце, они погибают. При Втором пришествии Христа беззаконники будут уничтожены «Духом уст Его» и истреблены «явлением пришествия Его» (2 Фес. 2:8). Свет славы Господней, который дает жизнь праведным, убьет нечестивых.

Во времена Иоанна Крестителя Христос был готов прийти к людям, чтобы открыть им Бога. Само Его присутствие должно было обнаруживать перед людьми их грех. Только пожелавшие очиститься от греха, могли войти с Ним в общение. В Его присутствии могли находиться только чистые сердцем.

Так Иоанн Креститель принес Израилю Божью весть. Многие послушались Его наставлений и жертвовали всем, чтобы повиноваться ему. Множество людей следовало за новым учителем, ходившим по разным селениям с проповедью, в надежде, что он и есть Мессия. Но Иоанн, общаясь с людьми, использовал любую возможность, чтобы обратить их внимание на Того, Кто должен прийти.

Фразеологизмом называют устойчивую комбинацию слов.

Библия является кладезем фразеологизмов, в частности, изречение «глас вопиющего в пустыне», которое означает призыв, оставшийся без внимания, пришло оттуда.

Источниками фразеологизмов, помимо Библии, являются:

Вконтакте

  • народные высказывания,
  • исторические события и лица.

Значение и происхождение фразеологизма

  1. Если обратиться к толковым словарям, например, к словарю Ожегова, этому фразеологизму он дает такое толкование: «безответный призыв» или «неуслышанная мольба».
  2. М. И. Степанова, редактор словаря фразеологизмов, дает следующее объяснение: «страстный призыв, не получивший ответа из-за человеческого равнодушия».
  3. Сборник, в котором собраны устойчивые обороты, Розе Т. В. говорит о бесполезном призыве, оставшемся без внимания.

Книга Исайи

Самое первое упоминание данного фразеологизма встречается в книге Исайи. Достоверной информации о времени создания этого труда нет, однако исследователями называются 778−732 гг. до Р. Х. У. Исайи есть точные и сбывшиеся пророчества, касающиеся Иисуса Христа.

В настоящее время слова Исайи используются неправильно, и смысл их искажен. Первоначально это изречение выглядело так: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», то есть фраза была разделена двоеточием. В наши дни этот оборот можно встретить даже в виде «крик вопиющего в пустыне».

Исайя был родом из Иерусалима, из богатой семьи. Когда ему было 20 лет, Исайе пришло видение - Бог Саваоф в окружении ангелов. Речи Исайи были наполнены идеями о социальном равенстве и справедливости. Он повторял пастве о том, что лучше быть нравственным, чем буквально и бездуховно почитать Создателя. За неправедную жизнь и жестокость важные и влиятельные лица были подвергнуты критике со стороны Исайи.

Иоанн Предтеча

Для начала нужно представить иудейскую пустыню, где прозвучала эта фраза из уст Иоанна Предтечи.

Он прожил в каменистой, безводной и сухой пустыне долгое время, после похорон своей матери - преподобной Елисаветы. Это время представляет собой загадку для ученых, так как неизвестно, как Иоанн Предтеча провел это время.

Существует версия, что его приютила община иессеев-священников в ветхозаветном храме. Эта община была против партии саддукеев из-за их занятий коммерцией, сделавших свой храм частной лавочкой. Несогласные с такими условиями священники покинули храм и поселились в пустыне, основав там свой монастырь. Иоанн Предтеча был воспитан в таких целомудренных условиях, где члены общины соединялись со своими женами только для зачатия детей, а в остальное время хранили целомудрие.

Иоанн Предтеча на проповеди произносит пророчество, которое написал Исайя. О необходимости подготовить пути для Господа, сделать прямыми тропы, наполнить все низменности, понизить горы и холмы, выпрямить кривые пути.

Иудейская пустошь как будто подтверждает правдивость этих слов, доказывая сказанное своими пейзажами. И холмы, которые «понизились», и отсутствие долин, и путь, проложенный караванами с севера на юг - совершенно прямой.

Очевидно, что эти слова имели глубокий подтекст: принятие Христа невозможно без духовной подготовки. И Иоанн Предтеча проводит эту работу . Его энергия, внешний вид, Божественный дух поражают народ. Люди считают, что он - Мессия. Иоанн Предтеча на вопросы: кто он и откуда у него права на произнесение таких речей народу, говорит, что он и есть тот «голос вопиющего», о котором написал Исайя.

И на самом деле, Иоанн Креститель - «голос», его жизнь посвящена проповедям об Иисусе Христе и мольбам к смирению. Говоря о понизившихся холмах, он подразумевает понижение холмов из человеческой гордости. Только забыв про гордость, человек может стать ближе к Христу, ведь самодостаточному и сильному человеку незачем обращаться за помощью к Христу. Наполненные долы - это вера, заполнившая душу человека. И самый распространенный Библейский образ - кривые пути. При соблюдении Божьих заповедей, кривой путь становится ровным и прямым.

Четыре столетия спустя Макарием Великим было написано, что сердце человека является бескрайней страной, в которой есть и холмы, и долы, и кривые извилистые пути с ущельями, в которых обитают драконы, скорпионы и змеи. В его словах соединились и слова Исайи, и слова Иоанна.

Неужели глас Иоанна Крестителя не был услышан, если эта фраза трактуется как призыв, не получивший ответа. Существует версия, что двоеточие поставлено неверно. «Голос вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…» В данном случае пустынное место - это там, где тихо и спокойно, без раздражающих факторов. Чтобы прийти к Христу нужно удалиться в пустыню сердца и молиться. А призывы Иоанна Крестителя все-таки были услышаны , так как много учеников Иоанна последовало потом за Спасителем.

Глас вопию́щего в пустыне (книжн.) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Глас")

Глас вопиющего в пустыне (книжн. газет.) — призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа, внимания, напрасный (выражение взято из Евангелия). (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) , "Вопиющий")

Глас вопиющего в пустыне (иноск.) — которого не слышно (Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.))

Вопию́щий — Вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный. (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) )

Фраза из Библии, из Евангелие от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелия от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелия от Иоанна (гл. 1, ст. 23). Оно относится к Иоанну Крестителю. Когда Иоанн начал проповедование веры в бога, в народе царили гнев и недовольство. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев язычество, породили мятеж, который был жестоко подавлен римлянами. Все это усилило ненависть народа к Риму. В разгар этих событий из пустыни раздался голос Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но многие не восприняли совет Иоанна. Поэтому выражение и приобрело значение призыва, остающегося без ответа.

Евангелие от Матфея (гл. 3):

"Мф.3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Мф.3:2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне : приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему."

Примеры

"Нoвыe opaтopы пpишлиcь бoлee пo вкycy бoльшинcтвy yчpeдитeлeй и вoзымeли тaкoй ycпex, чтo Кpaмcкoй вcкope oчyтилcя в oппoзиции и пoчти в oдинoчecтвe oтcтaивaл cвoю идeю cпeциaльнo xyдoжничecкoгo клyбa. Ocтaвшиcь, нaкoнeц, глacoм вoпиющeгo в пycтынe , oн дoлжeн был ycтpaнитьcя. "

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов - появляются благодаря историческим событиям и лицам, художественной литературе, народным высказываниям и другим факторам. Немало таких выражений пришли в нашу речь из Библии. Например, «глас вопиющего в пустыне».

Значение фразеологизма, его происхождение и употребление мы рассмотрим в этой статье. Узнаем его толкование с помощью надежных источников - толкового и фразеологического словарей известных лингвистов.

«Глас вопиющего в пустыне»: значение фразеологизма

В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение этому выражению: «безответный призыв, неуслышанная мольба». Стоит стилистическая пометка «книжное».

Во фразеологическом словаре под редакцией М. И. Степановой приводится такое толкование выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей». Также стоит пометка «книжное».

В словаре устойчивых оборотов Розе Т. В. тоже имеется определение выражения «глас вопиющего в пустыне». Значение фразеологизма в нем касается бесполезных призывов, остающихся без внимания.

Происхождение выражения «глас вопиющего в пустыне»

Для этимологического обзора также воспользуемся указанными нами словарями. В толковом отмечается, что выражение пришло из евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу.

Розе Т. В. также приводит историю происхождения фразеологизма в своем словаре. Она сообщает читателям следующее.

Существует библейское сказание об одном древнееврейском пророке, призывавшем из пустыни израильтян готовиться к встрече с Богом. Для этого он, пишет в своем словаре Розе Т. В., предлагал проложить дороги в степи, горы понизить, поверхность земли выровнять и проделать множество других работ. Но пророк-отшельник не был услышан.

С того момента оборот «глас вопиющего в пустыне» значение имеет такое, как напрасные уговоры и призывы, не воспринимаемые никем всерьез.

Библейское значение фразеологизма

Указанные в словарях определения не совсем верны. Библейское значение этого выражения отличается. призывал к покаянию. Его глас (голос) раздавался на берегах Иордана. Люди, которые слышали его, распространяли весть о нем, и его приходили слушать и другие. Толпами собирались возле него. Иоанн крестил людей иорданской водой, чтобы омыть их от грехов, и проповедовал.

Путь Иисуса был проложен по человеческим сердцам, которые были каменными, гнездили в себе змей. По такой дороге Христу было трудно идти. Поэтому этот путь ангел Божий Иоанн подготавливал, пытался сделать его прямым. Он исправлял кривизну людских сердец. Поэтому рассматриваемое нам выражение стоит толковать также как призыв к покаянию и исправлению.

Употребление

Рассматриваемое нами выражение не устарело. Его активно использовали и используют писатели, публицисты, журналисты и все те, кто для выражения своих мыслей прибегает к устойчивым оборотам.

Н. П. Огарев в предисловии к периодическому изданию «Колокол» Герцена пишет: «глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Это газета выпускалась в Лондоне и была направлена против цензуры и крепостнического права. Использованное Огаревым которые мы рассматриваем, емко передало мысли автора.

Нередко применяют в заголовках оборот «глас вопиющего в пустыне» Значение фразеологизма помогает передать читателям информацию о том, что кто-то не может достучаться до чьих-то сердец, не находит желанного отклика.