С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение - это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы - водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот , осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали...
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, ...
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала...

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное - запастись терпением.

  • Тема II. Лексические и стилистические нормы русского литературного языка
  • 2.1. Многообразие значений слова. Омонимия
  • 2.2. Лексическая синонимия, антонимия, паронимия
  • Запомните!
  • 2.3. Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Правильное употребление фразеологизмов
  • 2.4. Словари русского языка
  • Тема iiі. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка
  • 3.1. Правописание гласных и согласных Правописание гласных
  • Внимание!
  • I. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова
  • II. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах
  • Запомните!
  • Запомните! Буква ы после ц в корне слова:
  • Правописание согласных
  • Внимание! Для запоминания глухих согласных:
  • Запомните!
  • Непроизносимые согласные в корне слова:
  • 3.2. Правописание приставок Правописание приставок
  • 3.3. Правописание сложных слов Правописание сложных слов
  • 3.4. Правописание частей речи
  • Внимание! Прилагательные с суффиксом -ян-: исключения:
  • В окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
  • Запомните! Дефис в неопределенных местоимениях:
  • Внимание! Для верного определения начальной формы глагола:
  • I спряжение II спряжение
  • Правописание нн и в причастиях и отглагольных прилагательных Запомните! н и нн в прилагательных:
  • Внимание! Вопросы, на которые отвечают наречия:
  • Запомните! Наречия на шипящую – исключения:
  • 3.5. Знаки препинания в простом предложении
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Тире в неполном предложении
  • Интонационное и соединительное тире
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
  • Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
  • 3.6. Знаки препинания в сложном предложении
  • 3.7. Знаки препинания при прямой речи. Сочетания знаков препинания
  • Сочетания знаков препинания
  • Орфографический минимум
  • Тема IV. Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка
  • 4.1. Особенности произношения безударных гласных и согласных
  • Произношение безударных гласных звуков
  • Произношение согласных звуков
  • 4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов
  • Как звучат имена и отчества
  • 4.3. Литературные ударения
  • 4.4. Нарушения акцентологических и орфоэпических норм русского литературного языка и пути их преодоления
  • Основные орфоэпические ошибки
  • Тема V. Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка
  • 5.1. Употребление словоформ разных частей речи
  • Колебания в грамматическом роде имён существительных
  • Вариантность падежных окончаний
  • Ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных
  • Ошибки в употреблении местоимений
  • Употребление глагольных форм
  • 5.2. Многообразие синтаксических конструкций
  • 5.3. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Правильное построение предложений Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
  • Правильное построение предложений
  • 5.4. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления Варианты согласования определений и приложений
  • Варианты управления
  • Модуль II. Устное и письменное речевое общение
  • Тема VI. Культура речевого общения
  • 6.1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета
  • 6.2. Обращение в русском речевом этикете
  • 6.3. Речевая культура вопросов и ответов
  • Типы вопросов
  • Перспективная стратегия ответов на вопросы
  • 6.4. Деловая беседа. Деловые переговоры Деловая беседа
  • Деловые переговоры
  • Тема VII. Мастерство публичного выступления
  • 7.1. Композиция публичного выступления
  • 7.2. Контакт оратора с аудиторией
  • 7.3. Подготовка публичного выступления
  • 7.4. Выступление с публичной речью
  • Тема VIII. Научный стиль речи
  • 8.1. Языковые и структурные особенности научного стиля речи
  • 8.2. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление
  • Образец оформления титульного листа научной работы в вузе
  • Нормы ударения в русском языке
  • 8.3. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
  • 8.4. Презентация результатов учебной и научной деятельности
  • Этапы подготовки презентации:
  • Тема iх. Официально-деловой стиль речи
  • 9.1. Деловая документация. Образцы документов
  • Личные документы
  • Заявление
  • Доверенность
  • Резюме Субботина Юлия Константиновна
  • Автобиография
  • Распорядительные документы
  • Структура и содержание распорядительного документа
  • Административно-организационные документы
  • Информационно-справочные документы
  • Объяснительная записка
  • 9.2. Деловое письмо. Виды деловых писем
  • 9.3. Формы деловых коммуникаций
  • Речевая самопрезентация
  • 9.4. Унификация языка документов
  • Склонение числительных
  • Литература основная
  • Дополнительная
  • Словари и справочные издания
  • Информационные ресурсы
  • Учебные пособия в электронном варианте
  • Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
  • Правильное построение предложений

    Предложение строится из слов или словосочетаний, связанных друг с другом с помощью согласования, управления или примыкания .

    Недопустимо нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота, который может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников; Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал. Подобные ошибки могут исказить смысл высказывания, например: Принятая программа на конференции успешно выполнена (программа, принятая на конференции).

    Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил:

    а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения причастный оборот приведенные в докладе относится к определяемому слову факты , которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота;

    б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой. В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой; В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой.

    Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоит в том, что авторы не всегда отчетливо осознают – основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: Подъезжая к городу, начался сильный ветер . Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее ветер . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания.

    Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нём есть инфинитив: Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом . В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: Открыв окно, запахло соснами.

    Неправильно построены фразы: Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры ; Безделие это понятие относительное, а уж сидя дома , его не бывает.

    Значительные трудности возникают при неумелом использовании конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого. Разрыв этой грамматической связи приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, «повисает в воздухе»: Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы направились по вновь построенному участку Планерной улицы; Мы, помимо кур , намерены заняться и выращиванием индюшат. Устранение подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений; Автобусы направились не по улицам Лациса и Свободы , а по новому маршруту , открытому на улице Планерной; Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат .

    Встречаются ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека (следовало написать: Не только школа... но и театр); Необходимо обратить внимание не только на знания учеников, но и их практические навыки (следовало: но и на их практические навыки, предлог нужно повторить). При таких союзах особенно важен порядок слов при употреблении однородных членов предложения. Например, он нарушен в таком случае: В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования... (правильно: не только представления, но и соревнования или: не только проводить, но и устраивать). Союз не только, но и связывает сопоставляемые предметы или действия, а следовательно, и соответствующие части речи: существительное – с существительным, глагол – с глаголом.

    Противительные союзы (а , но, однако) соединяют, как правило, одинаковые члены предложения. Это правило нарушено в такой конструкции: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным (соединены обстоятельство [деепричастный оборот] и сказуемое). В качестве однородных членов предложения могут употребляться слова, обозначающие лишь сопоставимые предметы; нельзя сказать: Поздравляю вас от всей души и лично от себя .

    В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: Наш сквер любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей .

    Распространенная ошибка – несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены. Проиллюстрируем это примерами (в правой колонке исправленные варианты предложений):

    воспитывало в юноше любовь к

    путешествиям, мечты о покорении

    1. Чтение фантастических романов

    воспитывало в юноше любовь к

    путешествиям, рождало мечты о

    покорении космоса.

    2. Особенную помощь и личное

    участие в проведении Спартакиады

    оказали начальник депо и

    председатель профкома.

    2. Большую помощь в проведении

    Спартакиады оказали начальник депо

    и председатель профкома, которые

    сами участвовали в соревнованиях.

    Как видим, для исправления таких ошибок приходится вводить в текст новые слова, устраняя лексическую несочетаемость; иногда требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).

    Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм существительных. Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, сверление, сборку и отделку деталей . Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как... сверление, сборка, отделка). Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

    Нарушается структура предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки . Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота употребить придаточное предложение (которые признают...).

    В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Иногда не оправдано употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно; Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим. Встречается и неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано... (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении). Портит сложное предложение неуместное повторение частицы бы, в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.

    Рассмотрим примеры стилистической правки таких предложений.

    В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины), во втором – прояснила грамматические связи (первое определение относится к слову логика, второе – к слову наука).

    Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

    Лимит времени: 0

    Навигация (только номера заданий)

    0 из 10 заданий окончено

    Информация

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Тест загружается...

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Время вышло

    Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    1. С ответом
    2. С отметкой о просмотре

    1. Задание 1 из 10

      1 .

      Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

    2. Задание 2 из 10

      2 .

      Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

    3. Задание 3 из 10

      3 .

      Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

    4. Задание 4 из 10

      4 .

      Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

    5. Задание 5 из 10

      5 .

      Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

    6. Задание 6 из 10

      6 .

      Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

    7. Задание 7 из 10

      7 .

      Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

    8. Задание 8 из 10

      8 .

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

    9. Задание 9 из 10

      9 .

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

    10. Задание 10 из 10

      10 .

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

    Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

    Порядок составления схемы предложения

    Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

    Схема простого предложения

    Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

    Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

    Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

    • Простым: «Михаил сочинял ».
    • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
    • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

    В простом предложении может быть обращение:

    Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

    [│О│,…..].

    Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

    К несчастью, такое случалось довольно часто

    [│ВВ│,…..].

    Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

    Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

    [│ДО│, Х …].

    Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

    [ Х,│ ПО│, …..].

    В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

    «Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

    «[П!]»- [а].

    «Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

    «[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

    Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

    Схема сложного предложения.

    Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

    Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

    Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

    Схема здесь несложная […..], и […..].

    В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

    Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

    […..], (что ….).

    Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

    […..], (которым ….).

    Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

    Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

    Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

    […..] — […..].

    В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

    Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

    Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

    […..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

    Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

    Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

    (который ….).

    Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

    Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

    ↓ когда? ↓ зачем?

    (когда ….), (чтобы ….).

    В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

    Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

    ↓ что? ↓ что? ↓ что?

    (как ….), (как ….), (как ….).

    Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

    Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

    Найди 10 отличий

    Правила построения предложений в английском языке довольно строгие. В отличие от русского языка, здесь есть четкий порядок слов. Если знать основную конструкцию английского предложения, можно построить любую фразу.

    Члены предложения в английском языке, как и в русском, делятся на главные и второстепенные.

    Главные члены предложения – это те, благодаря которым образуется грамматическая основа высказывания. Без них предложение не будет иметь смысла. К главным членам относятся подлежащее и сказуемое.

    (Кто?) Они (что делали?) думали. - They thought.

    Кто?) Кот (что делает?) идет. – The cat is going.

    (Что?) Яблоко (что сделает?) упадет. - The apple will fall.

    Подлежащее

    Как правило, подлежащее выражается существительным или местоимением, это главное действующее лицо предложения, отвечающее на вопросы «кто?», «что?».

    Существительное используется в своей стандартной словарной форме, в единственном или множественном числе.

    a product - products (продукт - продукты)

    a magazine - magazines (журнал - журналы)

    a university - universities (университет - университеты)

    Артикль может быть определенным, неопределенным или отсутствовать вообще, в зависимости от подразумеваемого предмета/лица.

    Что касается местоимений, то в качестве подлежащего чаще всего употребляются личные местоимения в именительном падеже: I (я), we (мы), you (ты/вы), he (он), she (она), it (это /оно), they (они).

    А также некоторые неопределенные и отрицательные местоимения: someone/somebody (кто-то), no one/nobody (никто), everyone/everybody (все), something (что-то), nothing (ничего), everything (все), each (каждый).

    В разговорной речи it может заменяться на this (это), that (то).

    В утвердительном предложении подлежащее стоит в начале предложения до сказуемого.

    Сказуемое

    Эта часть предложения выражается глаголом и является ключевой при построении предложений на английском языке, потому как она показывает, в какое время произошло, происходит или произойдет действие. Сказуемое отвечает на вопрос «что делать?».

    В составе сказуемого глаголов может быть два, вспомогательный и смысловой.

    Вспомогательный глагол - глагол, который используется для выражения времени. Как такого значения он сам по себе не имеет и на русский язык никак не переводится. Однако его присутствие необходимо, если того требует временная форма.

    Для Present Simple - do / does
    Для Past Perfect - had
    Для Future Continuous - will be

    Основной или смысловой глагол - это глагол, который выражает действие, совершаемое подлежащим.

    Примеры:

    She runs. - Она бегает.

    We went. - Мы пошли.

    I want to be there. - Я хочу быть там.

    Второстепенные члены предложения - это те, которые поясняют главные. Без них предложение все равно будет иметь смысл, так как они не являются грамматической основой предложения. К второстепенным членам относят определение, дополнение и обстоятельство.

    Определение

    Этот член предложения отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Определение стоит рядом с подлежащим или дополнением и описывает его свойства, может выражаться практически любой частью речи.

    В большинстве случаев определение выражается:

    • Прилагательными: nice (милый), brave (смелый).
    • Причастиями: sold (проданный), crying (плачущий).
    • Причастными оборотами: made of plastic (сделанный из пластика), laughing out loud (громко смеющийся).
    • Числительными: first (первый), thirty (тридцать).
    • Существительным в притяжательном падеже: Nick’s (Ника), Diana’s (Дианы).
    • Личными местоимениями в объектном падеже: my (мой), your (твой).

    I see a beautiful girl next to him. - Я вижу (какую?) красивую девушку рядом с ним.

    My red cat is lying on the windowsill. - (Чей?) Мой (какой?) рыжий кот лежит на подоконнике.

    Определение может стоять как перед подлежащим, так и перед дополнением.

    Her wavy hair is so beautiful. - Ее волнистые волосы такие красивые.

    I have read a great book. - Я прочитал замечательную книгу.

    Определение, выраженное причастным оборотом, обычно идет после подлежащего и дополнения.

    Пример: The girl singing on stage is my sister. - Девушка, поющая на сцене - моя сестра.

    Дополнение

    Согласно конструкции предложений в английском языке, дополнение располагается после сказуемого. Оно может выражаться существительным или местоимением, отвечает на падежные вопросы.

    I see a girl with him. - Я вижу (кого?) девушку (с кем?) с ним.

    She is reading a book to the children. - Она читает (что?) книгу (кому?) детям.

    Существует два вида дополнения:

    • Прямое - дополнение, отвечающее не вопросы винительного падежа «кого?», «что?».
    • Косвенное - дополнение, отвечающее на все остальные падежные вопросы «кого?», «чего?», «кому?», «чему?».

    Если в одном предложении используются сразу два вида дополнения, сначала употребляется прямое, а затем косвенное.

    Пример: I play a computer game with her. - Я играю в компьютерную игру с ней.

    Обстоятельство

    Эта часть речи обозначает место, причину, время, образ действия и тому подобное. Обстоятельство связано со сказуемым, однако его можно использовать как в начале, так и в конце предложения. Первый вариант, встречается реже. Обстоятельство сообщает «где?», «когда?», «как?», «почему?» произошло какое-то действие.

    My red cat lies on the windowsill. - Мой рыжий кот лежит (где?) на подоконнике.

    Yesterday I saw her with him. - (Когда?) Вчера я видел ее с ним.

    He behaved differently. - Он вел себя (как?) по-другому.

    Обстоятельство может быть выражено:

    • Наречием: today (сегодня), slowly (медленно).
    • Существительным с предлогом: in Paris (в Париже), behind the scenes (за кулисами).

    Как составлять предложения на английском языке – схема

    В английском языке есть два основных порядка слов: прямой и обратный. Прямой используется в утвердительных и отрицательных предложениях, обратный - в вопросах.

    Английское предложение отличается от русского порядком слов. В русском языке он свободный, в английском – строго определенный.

    Пример: Mother was cleaning the frame. - Мама мыла раму./Раму мыла мама./Мыла раму мама.

    Структура утвердительных и отрицательных предложений

    Прямой порядок слов в английском предложении выглядит следующим образом: на первом месте стоит подлежащее, на втором - сказуемое, на третьем - дополнение. В некоторых случаях обстоятельство может стоять на первом месте. В английском предложении у основного глагола может появиться вспомогательный глагол.

    Порядок слов в утвердительном предложении:

    1. Обстоятельство.

    3. Сказуемое.
    4. Дополнение (возможно с определением).
    5. Обстоятельство.

    Yesterday I learned English words - Вчера я учил английские слова.

    Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) learned (сказуемое) English words (дополнение с определением).

    My little sister will visit me in three days - Моя младшая сестра навестит меня через три дня.

    My little sister (подлежащее с определением) will visit (сказуемое) me (дополнение) in three days (обстоятельство).

    Порядок слов в отрицательном английском предложении тоже прямой. Для того чтобы показать отрицание, используется частицу not, которая соответствует русской частице «не». Также в отрицательном предложении всегда есть вспомогательный глагол, именно к нему примыкает not.

    Порядок слов в отрицательном предложении:

    1. Обстоятельство.
    2. Подлежащее (возможно с определением).
    3. Вспомогательный глагол + not.
    4. Основной глагол.
    5. Дополнение (возможно с определением).

    Yesterday I did not learn English words - Вчера я не учил английские слова.

    Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) did not (вспомогательный глагол + not) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением).

    My little sister will not visit me in three days - Моя младшая сестра не навестит меня через три дня.

    My little sister (подлежащее с определением) will not (вспомогательный глагол + not) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство).

    Структура вопросительных предложений

    Когда вопрос задается на русском языке, порой, только по интонации говорящего можно определить, что это вопрос. При построении английских предложений в форме вопроса подлежащее и сказуемое меняются местами - используется обратный порядок слов. Но на первое место выносится только часть сказуемого - вспомогательный глагол, а основной глагол все равно стоит после подлежащего.

    Они живут в городе. - They live in the city.

    Они живут в городе? - Do they live in the city?

    Порядок слов в вопросительном предложении:

    Вспомогательный глагол.
    Подлежащее (возможно с определением).
    Основной глагол.
    Дополнение (возможно с определением)
    Обстоятельство.

    Did I learn English words? - Я учил английские слова?

    Did (вспомогательный глагол) I (подлежащее) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением)?

    Will my little sister visit me in three days? - Моя младшая сестра навестит меня через три дня?

    Will (вспомогательный глагол) my little sister (подлежащее с определением) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство)?

    При ответе на вопрос можно использовать краткий ответ. Но в английском языке нельзя просто сказать Yes/No, такой ответ может считаться грубым или недоброжелательным в некоторых случаях. Правильно построенный краткий ответ должен помимо Yes/No содержать подлежащее и вспомогательный глагол.

    Вопрос: Do they work in the office? - Они работают в офисе?

    Ответ: Yes, they do. / No, they don’t. - Да. / Нет.

    Вопрос: Has he visited the British Museum? / Он посетил Британский музей?

    Ответ: Yes, he has. / No, he hasn’t. - Да. / Нет.

    Вопрос: Will you call me? - Ты позвонишь мне?

    Ответ: Yes, I will. / No, I won’t. - Да. / Нет.

    Вопрос: Do you like tea? - Вы любите чай?

    Ответ: Yes, I do. / No, I don’t. - Да. / Нет.

    Альтернативные грамматические конструкции английских предложений

    Построение английских предложений может в некоторых случаях отходить от нормы. Современный английский язык чрезвычайно богат грамматическими структурами. Некоторые из них не являются нормой в общепринятом понимании, зато отражают современные языковые тенденции. К ним относятся contraction (сокращение), ellipsis (опущение), insert (вставка), preface and tag (введение и тег).

    Contraction - сокращение

    Данное явление достаточно привычно и понятно в большинстве случаев.

    Примеры: can’t = cannot, don’t = do not, I’m = I am

    Сокращения считаются признаком разговорного стиля, тем не менее вышеупомянутые формы являются нормой, то есть их употребление не противоречит установленным грамматическим правилам. Согласно правилам разговорного английского, можно при сокращении совмещать вспомогательные глаголы с модальными даже с отрицательной частицей not.

    Примеры: Mike couldn’t’ve known about it. - Майк не мог об этом знать. You shouldn’t’ve gone there. - Не надо было тебе туда ходить.

    В разговорной речи можно использовать сокращение при наличии подлежащего, выраженного несколькими существительными.

    Примеры: Mark and Jenny’ve passed the exam. - Марк и Дженни сдали экзамен. The President and his team’re going to the summit. - Президент и его команда едут на саммит.

    Ellipsis - опущение

    В разговорной речи может быть опущена часть традиционной конструкции английского предложения, если значение высказывания при этом сохраняется. Данное явление экономит время и делает речь более беглой. Чаще всего пропускают слова в начале предложения или недалеко от него.

    Опускать можно:

    • Вспомогательный глагол

      Пример: How are you doing? - Как ты поживаешь? Эллипсис: How you doing? - Как ты?

      Пример: I’m alright, thanks. - У меня все хорошо, спасибо. Эллипсис: Alright, thanks. - Хорошо, спасибо.

    • Подлежащее + be/will

      Пример: I’ll see you later. - Увидимся позже. Эллипсис: See you later. - До скорого.

      Пример: I’m not sure about that. - Я в этом не уверен. Эллипсис: Not sure about that. - Не уверен.

    • Части вопросительной формы (часто с глаголами see, hear, think)

      Пример: Are you going with us? - Ты идешь с нами? Эллипсис: Going with us? - Идешь с нами?

      Пример: Would you like some lemonade? - Ты бы хотел немного лимонада? Эллипсис: (Some) lemonade? - Лимонада?

      Пример: Do you want some water? - Ты хочешь воды? Эллипсис: Want some water? - Хочешь воды?

      Пример: Have you got a little time? - У тебя есть немного времени? Эллипсис: Got a little time? - Есть время?

      Пример: Do you like it? - Тебе это нравится? Эллипсис: Like it? - Нравится?

    • Существительное

      Пример: I can’t complain. - Я не могу жаловаться. Эллипсис: Can’t complain. - Не жалуюсь.

      Пример: I don’t know. - Я не знаю. Эллипсис: Don’t know. - Не знаю.

    • Артикль

      Пример: The delivery man’s here. - Курьер здесь. Эллипсис: Delivery man’s here. - Курьер здесь.

    • It и there

      Пример: It might get colder tomorrow. - Завтра может похолодать. Эллипсис: Might get colder tomorrow. - Завтра может похолодать.

      Пример: Is anybody there ? - Там есть кто-нибудь? Эллипсис: Anybody there? - Есть кто?

    Грамматические структуры в русском и английском языках не совпадают, поэтому разница между полным и эллиптическим предложением не всегда видна в переводе, который иногда может не быть дословным.

    Также возможно опущение слов в конце предложения, особенно в кратких ответах.

    Вопрос: Will you be at the meeting? - Ты будешь на встрече?

    Ответ: I should be. - Должна.

    Вопрос: Are you singing at the gala concert? - Ты поешь на гала концерте?

    Ответ: I hope to. - Надеюсь.

    Insert – вставка

    Вставка слова или выражения при построении английских предложений выполняет некоторые коммуникативные функции. Например, размышление вслух, акцентирование внимания, согласие и пр. Вставка обычно помогает речи звучать более плавно и логично, на письме не используется.

    Примеры вставок:

    • Well - выражение сомнения или паузы перед тем, как вернуться к предмету предыдущего обсуждения.

      Well, I haven’t been there yet. - Ну, я там еще не был.

    • Right - привлечение внимания, убеждение, что слушатель согласен с тем, о чем говорится.

      Right. Can you switch off your phones, please? - Итак. Не могли бы вы выключить свои телефоны?

      You’re OK, right? - С тобой все в порядке, да?

    • I mean - перифраз, объяснение, уточнение.

      I speak this language, I mean, English. - Я говорю на этом языке, я имею в виду, английском.

    • You know - убеждение в том, что слушатель понимает, о чем идет речь.

      I really liked French cuisine, you know, frogs’ legs and so on. - Мне действительно понравилась французская кухня, знаете, лягушачьи лапки и так далее.

    • OK - убеждение в том, что слушатель согласен со сказанным, обычно стоит в конце высказывания.

      See you at 5, OK? - Увидимся в 5, ладно?

    • Now - изменение темы или возвращение к предыдущей теме.

      That was interesting. Now, who wants to listen to another story? - Это было интересно. Ну а теперь, кто хочет послушать другую историю?

    • Like - пауза, указание на то, что высказывание не завершено и далее следует дополнительная информация по теме.

      I didn’t join them because it was, like, dangerous. - Я не пошел с ними, ведь это было, ну, опасно.

    Вставки могут использоваться не только говорящим, но и слушателем для той или иной цели.

    Вопрос: There’s been another bank robbery. - Было еще одно ограбление банка.

    Ответ: Really? - Правда?

    (вставка использована для демонстрации интереса говорящему)

    Вопрос: I’m sick and tired of his behaviour. - Я сыт по горло его поведением.

    Ответ: Uh huh. - Ну да.

    (вставка использована слушателем для показания толерантности, понимания того, что говорит его собеседник)

    Preface and tag - введение и тег

    Preface - вводное слово или фраза. Tag - слово (фраза), следующее после основного высказывания. Оба явления используются для того, чтобы удостовериться, что слушатель следует ходу ваших мыслей, понимает, о чем идет речь.

    Пример с вводной фразой: That night club, what’s it called? - Тот ночной клуб, как он называется?

    Пример с тегом: What is she doing, that girl? - Что она делает, та девушка?

    Вводная фраза или слово могут также использоваться для введения новой темы.

    Пример: Ireland, what a lovely country it is! - Ирландия, какая прекрасная страна!

    Зарегистрируйтесь и получите 7 дней Личного плана бесплатно!

    Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

    Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

    Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

    В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

    План составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
    2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
    3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
    4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
    5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
    6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
    7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
    8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
    9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
    10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
    11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

    Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

    Схемы простых предложений

    Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

    При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

    Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

    Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

    Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

    На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

    Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

    В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

    Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

    • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
    • обособленными дополнениями;
    • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

    Предложения с прямой речью

    Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

    Схемы сложных предложений

    И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

    Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

    В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

    Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

    Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

    Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

    Параллельное подчинение:

    Однородное подчинение:

    Составьте по данным схемам предложения

    Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

    1. Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
    2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
    3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
    4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
    5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

    Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

    Заключение

    Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

    А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

    Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.