Несмотря на то, что само ее имя «пустыня» происходит от таких слов, как «пусто», «пустота», этот удивительный природный объект наполнен разнообразной жизнью. Пустыня очень многолика: помимо песчаных барханов, которые привычно рисует наш взор, существуют солончаковые, каменистые, глинистые, а также снежные пустыни Антарктиды и Арктики. С учетом снежных пустынь этой природной зоне принадлежит одна пятая часть всей поверхности Земли!

Географический объект. Значение пустынь

Главная отличительная черта пустыни - это засуха. Рельефы пустынь весьма разнообразны: островные горы и сложные нагорья, мелкие сопки и пластовые равнины, озерные впадины и высохшие многовековые речные долины. На формирование рельефа пустынь большое влияние оказывает ветер.

Человек использует пустыни в качестве пастбищ для скота и площадок для выращивания некоторых культурных растений. Растения для прокорма скота развиваются в пустыне благодаря горизонту конденсированной влаги в почве, а пустынные оазисы, залитые солнцем и подпитанные водой, являются исключительно удачным местом для выращивания хлопка, дынь, винограда, персиковых и абрикосовых деревьев. Разумеется, для человеческой деятельности пригодны лишь небольшие территории пустынь.

Характеристика пустынь

Пустыни располагаются либо рядом с горами, либо практически на границе с ними. Высокие горы препятствуют движению циклонов, и большинство приносимых ими осадков выпадает в горах или предгорных долинах с одной стороны, а на другую сторону - туда, где лежат пустыни - доходят лишь небольшие остатки дождей. Та вода, которой удается достичь почвы пустыни, стекает по наземным и подземным водотокам, собираясь в источники и образуя оазисы.

Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.

Природные зоны и виды пустынь

В зависимости от природных зон и типа поверхности существуют такие виды пустынь:

  • Песчаные и песчано-щебневые . Отличаются большим разнообразием: от лишенных любой растительности цепочек барханов, до покрытых кустарниками и травой территорий. Передвигаться по песчаной пустыне чрезвычайно сложно. Пески занимают не самою большую часть пустынь. Для примера: пески Сахары составляют 10% от ее территории.

  • Каменистые (гамады), гипсовые, щебнистые и щебнисто-галечниковые . Объединяются в одну группу по характерному признаку - грубой, твердой поверхности. Этот вид пустынь наиболее распространен на Земном шаре (гамады Сахары занимают 70% от ее территории). В тропических каменистых пустынях произрастают суккуленты и лишайники.

  • Солончаковые . В них концентрация солей преобладает над другими элементами. Соляные пустыни могут быть покрыты твердой растрескавшейся соляной коркой или соляной трясиной, способной «засосать» полностью крупное животное и даже человека.

  • Глинистые . Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. Характеризуются малой подвижностью и низкими водными свойствами (поверхностные слои впитывают влагу, не давая ей пройти вглубь, и быстро высыхают во время жары).

Климат пустынь

Пустыни занимают следующие климатические пояса:

  • умеренный (Северное полушарие)
  • субтропический (оба полушария Земли);
  • тропический (оба полушария);
  • полярный (ледяные пустыни).

В пустынях преобладает континентальный климат (очень жаркое лето и холодная зима). Осадки выпадают крайне редко: от одного раза в месяц до одного раза в несколько лет и только в виде ливней, т.к. небольшие осадки земли не достигают, испаряясь еще в воздухе.

Суточная температура в данной климатической зоне очень колеблется: от +50 о С днем до 0 о С ночью (тропики и субтропики) и до -40 о С (северные пустыни). Воздух пустынь отличается особой сухостью: от 5 до 20% днем и от 20 до 60% ночью.

Самые большие пустыни мира

Сахара или Королева пустынь - самая большая пустыня мира (среди жарких пустынь), территория которой занимает свыше 9 000 000 км 2 . Расположена в Северной Африке, знаменита своими миражами, которые здесь случаются в среднем 150 тысяч в год.

Аравийская пустыня (2 330 000 км 2). Расположена на территории Аравийского полуострова, захватывая также часть земли Египта, Ирака, Сирии, Иордании. Одна из самых своенравных пустынь мира, известная особенно резкими колебаниями суточной температуры, сильными ветрами и пыльными бурями. От Ботсваны и Намибии до ЮАРпростирается более, чем на 600 000 км 2 Калахари , постоянно увеличивая свою территорию за счет аллювия.

Гоби (более 1 200 000 км 2). Располагается на территориях Монголии и Китая и является самой большой пустыней Азии. Почти всю территорию пустыни занимают глинистые и каменистые почвы. На юге Средней Азии лежат Каракумы («Черные пески»), занимая территорию в 350 000 км 2 .

Пустыня Виктория - занимает почти половину территории австралийского континента (свыше 640 000 км 2). Знаменита красными песчаными дюнами, а также сочетанием песчаных и каменистых территорий. Также в Австралии расположена Большая Песчаная пустыня (400 000 км 2).

Очень примечательны две южноамериканские пустыни: Атакама (140 000 км 2), которая считается самым засушливым местом на планете, и Салар-де-Уюни (более 10 000 км 2)- самая большая солевая пустыня мира, запасы соли которой насчитывают более 10 млрд. тонн.

Наконец, абсолютным чемпионом по занимаемой территории среди всех мировых пустынь является Ледяная пустыня Антарктида (около 14 000 000 км 2).

«Исследование пустыни».

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Способствовать развитию мелкой моторики рук детей, используя нетрадиционный метод рисования .

Задачи:

Образовательные:

Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге .

Развивающие:

Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком .

Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, песочница, лупы увеличительные, совочки для песка, воронки, трехлитровые банки с крышками, трубочки для сока, глубокие тарелочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас гости. Посмотрите, какие добрые, ласковые лица у наших гостей. Давайте поздороваемся.

Собирайтесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили!

(Звук ветра)

Воспитатель: Что же такое? Что это за звук? Вдруг стало холодно.

Дети: это ветер

Воспитатель: Но это не простой ветер, северный, холодный. Ребята, посмотрите на экран, загорелись волшебные огоньки. Давайте узнаем, что же случилось.

Видеописьмо от Умки:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же можно встретить много песка.

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, в пустыне. Чтобы помочь Умке, и узнать как можно больше о песке, нам нужно отправиться в пустыню. Но на чем же нам добраться до пустыни? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на современном транспорте - Быстролёте.

(Имитация полета).

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами в пустыне.

Посмотрите, какие необъятные просторы, и так много песка. В пустыне сильно дует ветер, он несет пески. Эти песчаные холмы называются барханами, а ветер – суховеем. Ветер в пустыне вызывает песчаные бури.

Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

Воспитатель: Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Растет растение - верблюжья колючка, которым питается верблюд.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Пройдем по горячим пескам пустыни и посмотрим, кто же еще живет в пустыне?

Дети: черепахи.

Воспитатель: Ребята, где же проводят время черепахи?

Дети: большую часть своего времени проводят в укромном месте.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, а вот и ящерицы. Это самая крупная ящерица, как вы думаете, она называется?

Дети: варан.

Воспитатель: В пустыне живут пауки. А вон я вижу, по песку ползут ядовитые скорпионы. По пустыне нужно ходить осторожно, так как здесь водится очень много разных ядовитых змей.

Воспитатель: А что это за маленькие зверьки?

Дети: Это тушканчики.

Воспитатель: А где же тушканчики прячутся от солнца?

Дети: тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах.

Воспитатель: Но что это? Среди пустыни мы видим зеленый островок - озеро, пальмы. Это - оазис. А что такое оазис?

Дети: ответы детей.

(место в пустыне, где достаточно воды, там растут пальмы, а земля вокруг оазиса очень плодородная).

Воспитатель: Ребята, самая большая пустыня в мире называется Сахара. Рядом с Сахарой расположено Красное море. Его еще называют Мертвым морем, так как оно содержит много соли, и никто не может там выживать. В Красном море вода такая соленая, что в нем невозможно плавать, и ни один предмет не тонет.

Воспитатель: Пустыня полна опасностей. Одна из них называется зыбучие пески. Вы что-нибудь слышали о зыбучих песках. (ответы детей).

Воспитатель : Ребята, мы же обещали Умке разузнать о песке. Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы подтвердим факты о пустыне. Но сначала немного отдохнем:

По утру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном.

А утром солнышко пригрело,

И разрушился мой дом.

Опыт 1. В пустыне мы узнали о ветре-суховее, который создает барханы и песочные бури. Давайте мы тоже создадим песочную бурю.

Возьмите трубочки, вставьте в крышки банок и осторожно дуньте на песок. Что происходит? - (песчинки разлетаются, потому что не прилипают друг к другу).

Вывод: песок сыпучий.

Опыт 2. Мы говорили, что Красное море называют «мертвым» из-за высокого содержания солей. В соленом растворе невозможно утонуть. Сейчас мы проверим этот факт с помощью опыта.

В пресную воду помещают куриные яйца – яйца начинают тонуть. Затем в воду добавляют несколько ложек соли, перемешивают, чтобы соль растворилась, – яйца не тонут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам картину с изображением пустыни. Посмотрите, здесь нарисованы барханы, но, по-моему, здесь кого-то не хватает.

Воспитатель : Кого же не хватает в нашей пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, тушканчики и т.д.

Воспитатель: Точно! Я совсем позабыла про них. Что же делать?

Дети: сделать самим.

Воспитатель: Животных для пустыни я предлагаю сделать своими руками! Я предлагаю вам сделать волшебным способом – цветным песком !

Давайте вспомним, как нужно рисовать песком :

1. Сначала нужно намазать клеем поверхность,

2. Затем аккуратно присыпать песок, (щепоткой)

Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.

После работы дети вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: И сейчас нам пора возвращаться в группу. Мы теперь много знаем про песок, про пустыню. Дети, давайте расскажем Умке, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Умка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. До новых встреч, друзья!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Исследование пустыни»

Организованная образовательная

деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Мишина Мария Викторовна

Аксубаево, 2017

Доклад «Пустыни» для детей по предмету окружающий мир поможет подготовиться к уроку.

Сообщение на тему «Пустыня»

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах - менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни - это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные (растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные ,
  • солончаковые ,
  • каменистые ,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый. В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же - опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев - колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь - кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками.
Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь - верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении.
Среди разнообразных кактусов , произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок - фенестрария . На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей.
Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун , может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они - то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Длинные ноги страусов и верблюдов помогают спасаться от горячего песка.
А верблюд больше других приспособлен к жизни в пустыне. Благодаря широким, мозолистым ступням, он может ходить по раскаленному песку. Его густая и плотная шерсть препятствует испарению влаги. Жир, накопленный в горбах, при необходимости перерабатывается в воду. Хотя без воды он вполне может прожить более двух недель.
Пустынные насекомые «додумались» отражать палящие солнечные лучи поверхностью своего тела.
Некоторые животные (черепахи, тушканчики, жабы, лягушки ) могут все жаркое лето провести в спячке.
Летом, чтобы не обжечься пустынные змеи ползают по песку боком, а ящерицы бегают так быстро, что их лапки не успевают нагреться.
Чтобы найти еду в пустыне, животные должны быстро передвигаться, иметь хороший слух и зрение, а также уметь маскироваться.
Пустынные змеи, подкарауливают свою добычу, полностью зарывшись в песок, наружу выглядывает только их голова с близко расположенными ушами и глазами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.

Сценарий написан для познавательного детского праздника.
Присутствовало трое детей (две девочки и мальчик) возраста 5,5-6 лет.

Оформление помещения

  1. Пирамида из картона. Нужна не столько для сценария, сколько для подходящего настроя
  2. Сфинкс из картона
  3. Фигурки египтян (вырезаны с фотографий древних папирусов)
  4. Пустыня – таз с песком или манкой
  5. Африканские животные (игрушки)
  6. Угощение: сухофрукты (финики, инжир), фрукты, овощи (огурцы, перец), орехи, лаваш, сыр, печенье, восточные сладости.

Вступительная часть

Найдите на карте Египет, спросите, что дети о нем знают. О прошлом лучше говорить, показывая события на временной прямой. Сначала укажите наше время, потом посмотрите, как давно появился Древний Египет, когда были построены Великие пирамиды. Расскажите о Нефертити (о красоте, подробности ее жизни – тема не детская). Спросите, хотят ли дети с ней встретиться.

Придумайте ритуал переноса во времени. У нас дети вспоминают волшебные слова из разных сказок, берутся за руки, колдуют: “Абракадабра, хотим перенестись в Древний Египет, во времена царицы Нефертити”. Дует волшебный ветер, и мы оказываемся там, где нужно.

В Древнем Египте дети наряжаются в воротники из золотой парчи и надевают бусы и браслеты (украшения любили и мужчины, и женщины). После этого спросите, как попасть к царице, что нужно сделать, чтобы стража пустила посетителей во дворец. Возможно, кто-то предложит принести подарки или пробраться через тайный ход, или же дети будут в замешательстве. Расскажите им об оракулах, о том, что их в древности использовали, чтобы получить ответ на важный вопрос. В оракуле на празднике (пластиковая канистра с отверстием, оклеенная папье-маше) содержится ответ, как попасть во дворец.

Автор этой и других фотографий Анастасия Липатова

Конечно, ответ написан иероглифами. Ключ к ним у нас был вот в этой книге . Но вы можете сами установить соответствие русских букв и иероглифов, по аналогии с английским вариантом .

Основная часть

Сообщение оракула гласит “Соберите бусы”. Ведущий может пояснить детям, что теперь нужно выполнять задания разных персонажей, которые встретятся в путешествии, и получать бусины. Бусины самодельные, слеплены из глины, украшены бисером.

Базар . На базаре детей встречает торговец (здесь и далее все персонажи – картонные фигурки, распечатывали отсюда). Он обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте — чеканка. На плотной фольге палочками нужно выдавить рисунок.

Пустын я. Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Поскольку пешком туда не пройдешь – ищем верблюда. Его нужно вежливо попросить отвезти детей и накормить воображаемыми колючками. Верблюд сделан из игрушечного верблюда, одеяла и подушек. Дети садятся верхом и перемещаются, отталкиваясь ногами от пола. По сигналу “песчаная буря!” они должны все вместе прятаться под покрывало и замирать.

Прибыв на место, дети видят миску с манкой. В ней лежат фигурки обитателей пустыни и спрятаны три бусины. Дополнительная сложность – песчаные червяки, которых необходимо прогнать (я использовала идею этой игры).

Великий Нил . Прежде чем идти к реке – немного расскажите о том, какую роль она играла в Древнеегипетской цивилизации, и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире. В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. «Обитатель» пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.


Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь сделать ирригационные каналы. В лотке два берега из глины, в центре продольное углубление с водой, от которого палочками нужно прокопать каналы.

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

Сбоку в пирамиде сделаны углубления, в некоторых из которых лежат бусины. В других предполагалось положить что-то неприятное на ощупь. Но мы выбрали мармеладных червяков, которым дети только обрадовались.

Бусины собраны. Теперь дети их делят между собой, надевают по очереди на шнур и несут во дворец. На входе их встречает стражник. Он дает какое-нибудь задание (например, написать свое имя иероглифами) или довольствуется объяснением детей кто они и куда идут.

Беседа «Пустыня и ее обитатели»

Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.

Задачи:

Продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

Обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;

Упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

Способствовать воспитанию самостоятельности и активности;

Воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.

Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни, беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.

Материал: макет пустыни, иллюстрации животных и растений пустыни, Лесовичок, игра «Лото «Животные», письмо.

Ход беседы.

Дети, кто-то стучит к нам в дверь, кто это может быть?

Это наш старый знакомый Лесовичок. Он принес нам письмо, которое недавно получил. Прочитаем? «Здравствуй, мой друг Лесовичок! Пишет тебе храниетль большой пустыни Песчаник. Я приглашаю тебя к себе в гости в пустыню. Приезжай поскорее». Лесовичок приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Хотите поехать впустыню? Тогда закрывайте глаза и слушайте меня:

Садовая дорожка Идут они в кочевье

Усыпана песком. Под музыку звонков.

Но плохо, если много Лежачие деревья

Песка лежит кругом. Растут среди песков.

Вот желтая страница – Безлиственные сучья

Пустынная страна. К сухой земле пригнул

Песок по ней кружится, Живучий и колючий

Несется как волна. Кустарник-саксаул.

Неведомо откуда, А ветер носит тучи

Неведомо куда Горячего песка.

Бегут по ней верблюды, Идет песок летучий

Степные поезда. На приступ, как войска…

Вот мы и прибыли в пустыню. Открываем глаза.

Подходим с детьми к макету пустыни.

Как вы думаете, от какого слова образовано слово «пустыня»? - Я думаю что слово «пустыня» образовано от слова «пусто».

А вы знаете, почему природную зону назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара.

Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.

Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.

Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.

А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

Верно, но так это или нет, мы проверим.

Проведение опытов.

Опыт 1. «Возникновение бури»

Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки, мы – комочки глины»

Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю.(дети приседают). Подул ветер на глину и она собралась в комочки (дети встают и собираются в небольшие группы, тесно прижавшись друг к другу). Повторяем 2 – 3 раза.

Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?

А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.

А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»

Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.

Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)

А теперь отгадайте загадки:

Нет ушей, не видно ножек

Шар в колючках- это …(Ёжик)

Камень на ножках

Ползёт по дорожке,

Панцирь-рубаха

В ней вся …(черепаха).

Колючка вкуснее чем множество блюд

Её обожает горбатый…(Верблюд).

Что вы знаете о верблюде? - Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, или бактриан, и одногорбый, или дромедар. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.

Караван верблюдов идет по пустыне, а мы возвращаемся домой.

Мы отправляемся в дальний поход,

Кубань, Переясловская, садик нас ждет.

В Африке жарко, а дома тепло.

Время с друзьями провели хорошо.

Припев: Африка, Африка, прощай, Африка, Африка.

Вот мы и дома.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки разных животных. А вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору.

Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни.

Итог:

Что нового, интересного вы узнали сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?