Цель. Формировать навыки рисования кистью, создавать одно-, двух- цветные выразительные образы. Учить проводить горизонтальные линии. Развивать чувство ритма и цвета.

Предварительная работа . Рассказ воспитателя о домашних животных.

Материалы . Бумага (1/2 листа формата А4), краска, кошечка (игрушка), спящая на полосатом коврике.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у вас есть дома кошка? Как её зовут? Какого она окраса?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что когда-то давным-давно кошка была диким животным и не жила у человека, а жила в лесу. Человеку понравилось это маленькое, пушистое животное и он приручил его. Кошка стала жить с человеком и ловить мышей.

Кошка очень привязана к человеку. Вы не замечали, что когда вы возвращаетесь домой после долгой поездки,- кошка бежит к вам, весело мяукает, мурлычет, трётся о ноги. Она скучала и теперь рада, что вы приехали.

Своё настроение кошка выражает хвостом: если хвост беспокойно двигается- животное недовольно; хвост распушен- она злится и скоро пустит в ход когти. Когда она спокойна - хвост завёрнут вокруг её тела.

Воспитатель показывает спящую на коврике кошку и зачитывает стихотворение В. Стоянова «Кошка»:

Вы со мной знакомы близко,

Я – приветливая киска.

Кверху кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Чистоплотна, аккуратно,

Если гладят, - мне приятно.

Не таю своих привычек

Я люблю мышей и птичек

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу,

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно!

Воспитатель рассматривает вместе с детьми полосатый коврик, на котором лежит кошечка.

Сейчас мы тоже сделаем красивые яркие полосатые коврики для кошечки, - говорит воспитатель. На листе бумаги он показывает, как рисовать горизонтальные линии (прикладывать и вести всем ворсом кисти), дети повторяют на своих листах. Детям предлагают рисовать двумя цветами, чередуя их.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть.

У кошечки нашей есть десять котят

(медленно сгибаем и разгибаем пальцы)

Сейчас все котята по парам стоят

(прижимаем кончики пальцев и ладони друг к другу)

Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых

Два маленьких самых и самых красивых

(на разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, сначала большим и т. д.)

По окончанию занятия кошечка просыпается и обещает ребятам полежать на каждом нарисованном коврике.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Ковер».

Программное содержание:

  1. Осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму, как основу изображаемого;
  2. Строить нарядный узор при помощи прямых пересекающихся линий, точек, мазков;
  3. Правильно держать кисть, освоить технику работы с красками: аккуратно опускать кисть в краску, отжимать о край баночки лишнюю краску, оставлять след на бумаге;
  4. Выражать интерес к проявлению к прекрасного в окружающем.

Материал:

  1. Аппликация ковров разного цвета, но одной формы: пересекающиеся линии вертикальные, горизонтальные, в месте пересечения геометрические фигуры: овалы, точки (круги малой формы).
  2. Образцы работы воспитателя 3-4 образца в разной цветовой гамме.
  3. Мольберт, гуашь – красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисти, емкости для воды, тряпочки, бумага прямоугольной формы разного тона.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание ковровых изделий в детском саду, дома.
  2. Отработка проведения горизонтальных, вертикальных, пересекающихся линий.
  3. Техника рисования кистью, гуашью, ватной палочкой (отработка рисования мазками, тычками).

Технология:

Здоровье сберегающие технологии

Ход НОД:

I. Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я вам принесла (показывает образцы аппликации ковра).

Воспитатель: Как вы думаете, на что это похоже?

Дети: На ковер.

Воспитатель: Правильно, это ковры, они одинаковые или разные?

Дети: Разные, одинаковые.

Воспитатель: Посмотрите, чем они похожи?

Дети: Узором.

Воспитатель: Да, узор на ковре сделан с помощью линий, полосок. Как эти полоски расположены?

Воспитатель: Ира, подойди, положи пальчик на ковер, проведи по этой полоске. Куда побежал твой пальчик с одного края листа к другому.

Ребенок: Слева - направо.

Воспитатель: Саша, а ты проведи пальчиком по этой линии. Куда твой пальчик побежал?

Ребенок: Сверху вниз.

Воспитатель: Пальчик побежал слева - направо. Покажите пальчик на правой руке, поставьте его вот так, побежал пальчик слева направо (делает вместе с детьми).

А теперь, пусть пальчик побежит сверху вниз.

Дети: повторяют.

Теперь, возьмите кисточку, положите ее на лист бумаги, пусть кисточка побежит по листу слева - направо.

Дети: дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Устала кисточка бегать слева – направо, теперь она хочет побежать сверху – вниз. Поставьте кисточку в верхнюю часть листа, побежала кисточка сверху – вниз (делает вместе с детьми).

Воспитатель: Бегала, бегала кисточка по листу, но ничего не нарисовала. Почему?

Дети: Бегала без краски.

Воспитатель: Расстроилась кисточка. Давайте успокоим кисточку, поможем ей нарисовать ковер красками.

Посмотрите, какие красивые краски у вас на столах.

Кто знает, какого цвета краски?

Дети: Красного, синего, желтого, зеленого.

Воспитатель: Посмотрите, как моя кисточка набирает краску (опускает кисточку в краску аккуратно, отжимает лишнюю краску о край баночки), теперь бежит кисточка по бумаге (показ и объяснение).

Бежит слева – направо, вот какой красивый след оставила на бумаге.

Теперь, немного отошла от этого следа и снова побежала (так до конца листа – сверху листа до низу).

Дети : повторяют и изображают горизонтальные линии.

Воспитатель: устала кисточка. Положите ее отдохнуть. А мы с вами поиграем ручками.

Физминутка:

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали.

(активное сгибание и разгибание пальцев)

Пусть немного отдохнут

Снова рисовать начнут.

(встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем.

(энергично отвести локти назад)

(2 раза)

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали отдохнула и наша кисточка. И следы на бумаге высохли.

Промоем хорошо кисть в водичке, отожмем воду о край баночки, просушим кисть в тряпочке.

Дети : повторяют.

Воспитатель: Теперь будем рисовать полоски сверху вниз краской другого цвета. Рисуем вместе со мной.

Дети : рисуют вертикальные линии.

Воспитатель: Вот, какой красивый ковер у нас получился. Но чего-то в нем не хватает.

Давайте, вот в этих окошечках нарисуем точечки. Мы их будем рисовать вот этими ватными палочками.

Опускаем палочку в краску, прикладываем к бумаге и оставляем в окошечке след. В каждом окошечке нарисуем огонек.

Дети : повторяют.

II. Воспитатель руководит работой детей, индивидуально и подгруппой.

Воспитатель: Не забывайте нарисовать огонек в каждом окошечке.

Сначала нарисуйте огоньки в верхней части листа, потом пониже, еще ниже.

Воспитатель: Закончили. Положите палочки на стол, отодвиньте листочки и подойдите ко мне.

Давайте посмотрим, какие красивые ковры мы нарисовали.

III. Дети обходят, смотрят работы. Ковры красивые, аккуратные, яркие, разные по цвету.

Воспитатель: Молодцы ребята, все старались. Теперь, когда краска высохнет, покажем свои работы маме и папе. Пойдемте вымоем руки и пойдем гулять.


Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: формирование потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.

Задачи :

  • Учить выражать характер человека через цвет, ритм, декор;
  • Помочь детям в выразительной передаче образа мужских сказочных героев;
  • Активизировать и закреплять словарный запас детей; употреблять в речи глаголы и прилагательные;
  • Развивать воображение, творчество детей;
  • Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
  • Воспитывать интерес к деятельности;
  • Умение работать индивидуально.

Музыкальный ряд:

  • П.И.Чайковский «Баба-Яга»
  • М.Мусоргский «Гном»;
  • Р.Шуман «Дед Мороз»;
  • С. Майкапар «Облака плывут»;
  • Л.Тимофеев «Ветерок».

Зрительный ряд:

  • Репродукция картины В.Васнецова «Ковер-Самолет»;
  • иллюстрации замка»;
  • иллюстрации ковра-самолета.

Дидактический материал: дидактическая игра «Волшебные камешки».

Материал для работы:

  • трафареты ковров для каждого ребенка;
  • гуашь или акварель;
  • кисти.

Ход занятия

Звучит музыка.

Дети берут подушки и садятся на коврик.

– Ребята, мы сегодня с вами побываем в сказочной стране. Но чтобы попасть туда, нужно на чем-то отправиться. На чем? (Перечисляют).

– Ребята. Раз мы хотим попасть в сказочную страну, то давайте и транспорт выберем сказочный.

Конечно, мы с вами полетим на ковре-самолете (звучит музыка). Полетели. Ковер-самолет поднимается высоко, держимся крепко! Прилетели!

– Посмотрите, ребята, что изображено на этой картине? (Ковер-самолет).

Часто в сказках герои передвигаются на волшебном летающем ковре-самолете.

Ребята, а в названии каких сказок встречается ковер-самолет? (…)

А кто на них летал, какие герои? (…)

Представим себе, что мы попали в сказочную страну и перед нами оказались два одинаковых ковра. (Показываю, расцветка одного темнее другого).

Но мы-то знаем, что один из них принадлежит доброму, а другой – злому волшебнику. Какие? Почему? (Дети определяют).

– Давайте сочиним сказку о том, почему ковры кажутся одинаковыми и как их можно различить. Вслушайтесь в музыку. Какой из музыкальных фрагментов больше подходит для ковра доброго волшебника, а какой – злого? (Звучит музыка).

– Почему первая музыка подходит для ковра доброго волшебника? (Веселая, радостная…)

А вторая музыка? (Громкая, грубая…)

Правильно, молодцы!

– Давайте сочиним сказку.

Жили-были два брата волшебника. Один из них был злой, а другой добрый.

Почему первый был злой? (…)

Почему второй – добрый? (…)

Да, первый был сердитый на весь окружающий мир и потому был злым, завидущим. А второй старался всем помочь.

– Злого волшебника звали Шерхен, а доброго – Милан. Почему их так звали? (…)

Обратите внимание на то, как имя может передать характер героя. Вслушайтесь, как и звучат имена (…)

– Шерхан и Милан поселились каждый в своей стране, выстроили себе по замку. Давайте пофантазируем, какими могут быть замки одного и другого сказочного героя. А поможет нам в этом музыка (…) (Затем вывешиваются иллюстрации).

– Ребята, посмотрите, какая крепость у Шерхана? (…) Где она стоит? (…) (Дети описывают или один ребенок.)

Замок с высокими стенами и остроконечными башнями, на которых развиваются флаги с устрашающими изображениями. А что вокруг замка? (…) Глубокий ров с мутной водой, через него перекинут узкий мост.

– А теперь посмотрите на замок Милана. Где он стоит? (…) На берегу красивого озера, он светлый, как бы сложенный из солнечных камней. А что вокруг замка растет? (…) Много зелени, цветов. А на крыше сидят сказочные птицы. На башнях развиваются красивые флаги и колышатся воздушные шары.

– И так, ребята, что можно сказать о замках? (…) Замок Шерхана мрачный, темный, страшный, а замок Милана светлый, красивый…

– К каждому замку пролегает тропинка, а какая именно – вы сами догадайтесь!

ФИЗМИНУТКА: (д/и «Волшебные камешки»)

Ребята, выложите к замкам Шерхана и Милана волшебные камешки.

Какие камешки подходят для замка Шерхана (мрачные, острые…)

А для замка Милана? (яркие, округлые…)

(Дети выкладывают).

Молодцы! (дети садятся за столы)

– Шерхан ужасно сердился на своего брата, что у того много друзей и сам он все время весел и все у него получается. И решил он однажды хитростью переманить друзей Милана. У братьев были волшебные ковры, которые могли летать – одинаковые по размеру и по рисунку, но сильно отличались цветом. Чьи это ковры? (Определяют).

– Ковер Милана всегда спасал от беды, уносил бедствующих в светлую страну, где все они становились счастливыми и добрыми. Ковер же Шерхана мог отнести лишь в темную страну, где люди постоянно злились и делали друг другу разные пакости. Шерхан достал какую-то зловещую смесь и обрызгал ею оба ковра. И от действия этой смеси ковры стали совершенно одинаковыми, их оказалось совершенно невозможно отличить. И теперь каждый мог ошибиться, сесть, например, на ковер Шерхана и улететь в его темную страну.

Но мы же этого не хотим? (…)

– Давайте попробуем помочь доброму Милану и его друзьям – раскрасим ковры так, чтобы никто не ошибся. (Дети раскрашивают.)

– Молодцы!

Дима, как ты раскрасил свой ковер? Чей? (…)

А Яна, твой ковер кому принадлежит? Почему? (…)

– Молодцы! Теперь никто не ошибется и не попадет в темную страну. Мы очень помогли Милану и его друзьям.

Занятие окончено, молодцы!

В конце занятия можно собрать два больших ковра, склеив детские работы.

Цель: дать знания о функциях и назначении ковра как элемента интерьера.

Программное содержание:

1) формировать диалогическую и монологическую речь детей старшего дошкольного возраста;

2) развивать интегративные творческие способности средствами дизайна;

3) дать знания о правилах композиции ковровых орнаментов;

4) история возникновения ковра как интерьера, его применение в Древней Руси;

5) развивать умелость рук;

6) воспитывать самостоятельность в выборе материала, в композиционном решении;

7) воспитывать аккуратность.

Используемые материалы : картон, салфетки, бисер, пайетки, ленты.

Ход занятия

Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите, вот у нас на полу ковер, есть и в спальне на стене ковер. А у вас дома есть ковры?

— А как вы думаете, зачем нужен ковер? (Ответы детей). Все вы правы.

Рассказ и беседа о коврах.
Древний человек, когда приходил домой в пещеру, ложился на голые камни. Ветер дул в открытую пещеру. Человеку было холодно. Но однажды, вернувшись с охоты, он кинул шкуру на камень, сел на нее, ему стало тепло. Потом он повесил шкуру на вход в пещеру, ветер перестал дуть. И шкуры животных стали использовать как украшение жилища и как место для ночлега.
Человек постепенно развивался, и изменялось его жилище. Вместо шкур на полу и на стенах стали вешать ковры. Со временем человек изобрел нитки, станки для вязания ковров. Ковры делают из шерсти животных, из ниток.

На Руси вместо ковров использовали самотканые дорожки, их стелили на полати, вместо покрывала, на полы. Женщины плели их из полосок ткани. Позже ковры стали ткать на ткацких станках, вышивали вручную разные узоры. Посмотрите, какие красивые ковры.

— А какой формы бывают ковры? (Прямоугольные, квадратные, овальные, фигурные).

Экспериментальная деятельность детей.
— А теперь давайте найдем доказательства моих слов. Из чего строят наши дома? (Из кирпича, камня).

— А какой он? (Холодный, жесткий, твердый). А приятно ручками держаться за холодные стены? А попробуйте ковер. Какой он? (Теплый, мягкий).

— А теперь присядьте на камень, удобно? А давайте постелим ковер. А теперь удобно? Тепло? Итак, зачем у нас дома ковер?

Физкультминутка.
— Ребята, а вы чистите дома ковер? Как? А давайте мы с вами представим, как надо чистить ковер.

Коврик долго нам служил,
Запылился, загрустил.
Сначала мы его свернем
И на улицу пойдем.
Там развесим и расправим,
Выбивалочкой побьем,
Повисеть его оставим
И обратно занесем.

— Ну вот выбили ковер, а теперь вернемся в группу. А как вы думаете, а в нашем домике для кукол нужны ковры? А если мы сделаем для них ковер, им будет приятно?

Беседа о правилах композиции.
— Сейчас мы с вами сделаем ковры для нашего домика. Но для начала вспомним правила композиции. Рисунок идет от центра, в центре основное изображение. А по кромочке ковра идет бордюр. Из чего можно сделать бордюр? (Из бумаги, ленточек).

— Выберите свой бордюр. Вы уже создали свой эскиз карандашом, сейчас наклеивайте рисунок по карандашу. Узоры могут быть разными, но помните, что все цвета должны различаться, нужно брать контрастные цвета. Если фон желтый, не надо брать желтый цвет для узора. Узоры могут быть геометрические, травные, цветочные, сюжетные. Узор в центре самый большой, а от него отходит основное. Посмотрите, какие у нас есть материалы, из чего можно сделать узор? (Жгутики, шарики, пайетки, бисер, бумага).

— Представьте, что вы на ткацкой фабрике и сами должны создать красивый ковер. Подумайте, какие материалы будете брать, с чего надо начинать. Приступайте. Но для начала, чтобы наши ручки не устали, мы их разомнем.

Пальчиковая гимнастика.
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
Этот палец для того, чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный и стоит он в середине,
Этот палец безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Самостоятельная работа детей.

(Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы. В течение всей работы они могут подходить к столу и брать любой материал).

Подведение итогов.




— А сейчас покажите свой ковер. Из каких материалов он сделан? Какие узоры нарисованы? Все вы молодцы, куклам очень понравились ваши ковры.

(В ходе сюжетно-ролевой игры идет обыгрывание полученных изделий.)

Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: листы бумаги,кисточки на каждого ребенка, краски (синие, красные), клеёнки по количеству детей, игрушка - плюшевый мишка.

Демонстрационный материал: образец коврика.
Предшествующая работа: беседа с детьми о коврике, сюрпризный момент.
Организация детей: занятие проводится за столом.

Ход занятия

Организационный момент: стук в дверь.

Воспитатель: кто то стучится к нам.
Посмотрите ребята, кто к нам пришел в гости?
Правильно, это мишка. А мишка к нам пришел не просто так. Мишка мне сказал на ушко, что он хочет, чтобы вы нарисовали ему коврик. Он любит лежать на коврике, а у него его нет. Он будет очень рад, если вы подарите ему нарисованный коврик. Мишке нравятся разные коврики, но он очень хочет полосатый. Сегодня мы будем рисовать для мишки полосатый коврик. Ребята, подарим мишке коврик?

Ответы детей

Воспитатель: ты, Мишенька, садись посиди на стульчике, а я ребятам покажу, какой коврик мы будем рисовать. Посмотрите, что я держу в руках, это я нарисовала коврик. Посмотрите, какие длинные, горизонтальные линии. Возьмите кисточку в правую руку и покажите, как правильно ее держать. Поднимите правую руку вверх, как я, и проведи в воздухе горизонтальную, длинную линию, слева направо. Повторяйте за мной. Молодцы, ребята, правильно делаете.
У каждого на столе лежит листок бумаги, баночки с синей и красной краской, клеенка.

Воспитатель: ребята, начинаем рисовать, а я буду вам помогать. Мишка будет смотреть кто правильно рисует. Окуните кисточку в красную красу и проведите прямую линию слева направо, от одного края листа до другого края листа. Повторяйте за мной. Отступите, как я, и проведите ниже еще одну горизонтальную линию. А теперь промойте кисточку и возьмите синюю краску. Проведите горизонтальную синюю линию между красными полосами. Рисуйте аккуратно, красиво, чтобы коврик понравился мишке. Чередуйте красные и синие полосы, до конца листа. Промывайте тщательнее кисточку по окончанию работы, не оставляйте ее в баночке.

В процессе работы подхожу к детям, которые затрудняются в рисовании и применяю прием «пассивного рисования», даю указания, делаю поощрения.

Воспитатель: Ну вот и закончили. Положите кисточки, встаньте из за столов, поднимите руки вверх, сгибаем и разгибаем пальчики:

Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И с мишкой все играть пойдем.

Воспитатель: Молодцы, ребята!
Наши работы немного подсохли, возьмем их и пойдем дарить мишке.
Мишка говорит, что коврики очень красивые они ему очень нравятся,он их все забирает и некоторые коврики подарит своим друзьям в лесу.
Сегодня на занятии вы все были молодцы, все старались и нарисовали красивые, полосатые коврики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.Словарная работа: Горизонтальные линии, длинна...