Введение 3

Глава I. Крым в жизни А.П.Чехова 6

1.1. Белая дача А.П.Чехова 6

1.2. Гурзуфский домик А.П.Чехова 15

1.3. Имение А.П.Чехова в Кучук-Кой 19

Вывод к главе 1 30

Глава II. Крым в творчестве А.П.Чехова 32

2.1. Ялтинский рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» 32

2.2. «Крымские произведения» Чехова. 38

2.3. Пространство сада в картине мира Чехова. 46

Вывод к главе 2 50

Заключение 51

Список использованной литературы 56

Введение

Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

С именем Чехова связано много ярких страниц отечественной литературы, а его творчество стало предметом подробного изучения со стороны как его современников, так и далеких потомков, вплоть до наших дней. Одним из самых важных и интересных для изучения периодов его жизни можно назвать период его нахождения в Крыму (отдельными приездами это от 1888 года до года его кончины - 1904).

Актуальность темы исследования связано сразу с целым рядом факторов, главным из которых можно назвать воссоединение Крыма с Россией. Наше воссоединение это не только политическое, но и культурное, в том числе и литературное событие, когда необходимо снова и снова напомнить всем о той роли, какую полуостров играл в истории нашей страны. Творчество Чехова этого периода напрямую связано с тем местом, где он пребывал на лечении, и поэтапное детальное исследование этих событий поможет более объективно оценить эту страницу литературной истории полуострова.

Данная сторона биографии А.П. Чехова достаточно хорошо изучена, одним из самых ярких трудов можно назвать труд Н.А. Сысоева «Чехов в Крыму» , где автор подробно и широко рассказывает о крымском периоде жизни Чехова.

Объектом исследования в работе является биография Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования - крымский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

Гипотеза исследования - крымский период жизни Антона Павловича Чехова и обстановка его окружающая оказала существенное значение на его творчество и проявилась в произведениях рассматриваемого периода.

Цель исследования - изучить крымский период жизни Антона Павловича Чехова и проанализировать влияние Крыма на его творчество рассматриваемого периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько тактических задач:

1) изучить обстоятельства жизни Чехова в Ялте, а также факты, связанные с Белой дачей;

2) рассмотреть ряд фактов и событий, связанных с домиком Чехова в Гурзуфе;

3) рассмотреть значение имения А.П. Чехова в Кучук-Кое;

4) проанализировать влияние крымских событий жизни Чехова в его произведение "Дама с собачкой";

5) обзорно ознакомиться с крымскими произведениями Чехова;

6) изучить тему пространства сада в крымских произведениях А.П. Чехова.

Хронологические рамки исследования - период пребывания и фактического проживания А.П. Чехова в Крыму - 1888г.-1904г.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы - анализ и синтез научной и исследовательской информации по теме работы, так и специальные методы, такие как литературный анализ творческих произведений автора в период рассматриваемых фактических обстоятельств через призму жизненных событий автора.

Практическая значимость исследования заключается в совокупном изучение в рамках одной работы обстоятельств жизни Чехова в период его пребывания в Крыму и анализ его произведений рассматриваемого периода. В рамках одного исследования появляется возможность проследить фактическую составляющую жизни Чехова, и то, как это обстоятельства отразились в его творчестве тех лет.

Научная новизна исследования заключается в проведение связанного и широкого литературного анализа произведений крымского периода жизни Чехова с его обстоятельствами и фактами проживания в Крыму.

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Пантелеева Марина

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, смело можно сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине. К работе прикрепляется презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Медновская СОШ»

филиал «МОУ Октябрьская СОШ им. С. Я. Лемешева»

Исследовательская работа по литературе:

Крым в судьбе и творчестве русских

писателей и поэтов

Выполнила: Пантелеева М. В.

Руководитель: Фомина М. А.

Кумордино 2015 г.

Введение

  1. Историческая справка о Крыме 4
  2. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме 5
  3. Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме 5
  4. Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом 6
  1. Н. В. Гоголь 6
  2. Л. Н. Толстой 7
  3. А. П. Чехов 9
  4. М. А. Волошин 10
  5. М. И. Цветаева 12
  6. А. И. Куприн 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась мне очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, я смело могу сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине.

Настоящая работа имеет целью: выяснить какова же роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. К числу основных задач относятся: эффективное использование проектной технологии для повышения мотивации в изучении предмета, развития и совершенствования исследовательской деятельности. Обобщать и анализировать материал, четко излагать свои мысли. Прививать чувство патриотизма и любви к литературе.

  1. Историческая справка о Крыме

Крым - полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. В русских источниках конца XVIII - начала XX веков Крымский полуостров именовался также как «Таврида», отсюда название Таврической губернии.

Крым известен в русской литературе со времен возникновения ее древнейших памятников. Уже в начале XII в. полуостров упоминает летописец Нестор в «Повести временных лет». Мифический див велит князю Игорю «послушати – земли незнаемъ... и Сурожу, и Корсуню...» в «Слове о полку Игореве» (приложение 2). Далекая и влекущая земля рождала сказания и легенды. Шло время... Некогда притягательный край становится для Руси источником постоянной опасности, превращается в место, где навсегда исчезали угнанные в неволю пленники. Крепнущее Русское государство вступает в долгую борьбу с Крымским ханством, бывшим в то время вассалом Турции. Борьбу за выход к морю, за прекращение опустошительных набегов. 8 (19) апреля 1783 г. Крым стал владением Российской империи, вошел в созданную в 1784 г. Таврическую область(приложение 3). Россия пристально всматривается во вновь приобретенный край, учится видеть в нем уже не поле боя, но требующее изучения «истинное сокровище», ей принадлежащее. Романтический край, экзотическая «русская Италия» влекла правителей, ученых, путешественников, а также поэтов. Великие поэты вдохновенно описывали красоты Крыма.

  1. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме

Из письма Александра Пушкина летом 1820 года:

«Перед рассветом я заснул, между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…

Великий поэт во время путешествия по Крыму, провел, как он сам писал, «счастливейшие минуты в своей жизни».

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?..

А. С. Пушкин

Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина (приложение 4).

3.Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?

Николай Некрасов: «Море и здешняя природа покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Константин Паустовский: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».

Лев Толстой: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!».(приложение 5)

Каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

4.Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом

4.1.Н. В. Гоголь

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

4.2 . Л. Н. Толстой

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", которые были новой для того времени литературой. Вскоре напечатанные рассказы имели огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Этого не может не заметить, не почувствовать читатель его произведений. Отсюда- то особенное доверие, которое мы, читатели, испытываем к Толстому. В «Севастопольских рассказах» война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма.

Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск (приложение 7). Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава.

Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, Горький и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму(приложение 8).

4.3. А. П. Чехов

Первый раз отправился в Крым летом 1888 г. и был восхищен его морем и горами. Картина моря встречается у Чехова в повести "Черный монах" (1894). О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В 1894 г. Чехов приехал в Ялту уже лечиться. Пробыл с 5 марта по 5 апреля. Жил в гостинице "Россия" (N 39). После этой поездки южнобережная природа, детали ялтинского быта начинают проникать в творчество Чехова. В "Черном монахе" находят место картины моря, в повести "Ариадна" (1895) тип "вечной" курортницы, в рассказе "Три года" (1895) упоминается проживавшие в Ялте французское семейство, фамилии некоторых ялтинцев - художника Ярцева, хирурга Кирма. В ничем не примечательном тогда городке Ялта Чехов приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача» (приложение 9). Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта - это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

4.4. М. А. Волошин

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м - триста, в 1925-м - четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам, Белый, Горький, Брюсов, Булгаков, Цветаева, Гумилёв, Зощенко, Чуковский, Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег». В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта. (приложение 10)

Творческая деятельность Волошина о Крыме начинается с 1907 года, когда поэт уезжает в Коктебель. Уже по пути в Крым, он пишет стихотворение «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...»(приложение 11). Торжественным и суровым предстает перед ним реальный мартовский Коктебель. «Он неуютен, суров,- пишет Волошин жене.- Резкий холодный горный воздух. Горы инкрустированы снегом. Море ревет. Я никогда не видел Коктебеля таким грозным и неприветливым». Один за другим возникают сонеты «Здесь был священный лес. Божественный гонец...», «Старинным золотом и желчью напитал...», «Равнина вод колышется широко...». Волошин посылает их в Петербург - Вячеславу Иванову и жене. И вот в одном из ответных писем Маргарита Васильевна сообщает, что два его «крымских сонета» войдут в составляемую Ивановым антологию «Цветник Ор» - и «назовутся "Киммерийскими сонетами" (старое имя Крыма)». Волошин пишет Иванову, что новые стихи «слагаются в определенную серию, которая только что начинается», и что ему «приходит в голову» назвать ее «Одиссей в Киммерии»... В дальнейшем цикл, включивший 14 стихотворений, получит название «Киммерийские сумерки». Ныне он считается одной из жемчужин волошинской поэзии. Волошин ухватился за находку Вячеслава Иванова, назвав Киммерией «восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического)». И стал поистине певцом этой «усыновившей» его земли. Стихи первого киммерийского цикла можно назвать пейзажными: это лирические зарисовки многообразных ликов Киммерии, обычно отлитые в форму сонета. Пейзажи эти слагаются, как правило, из одних и тех же элементов: море, скалы, песок, сухие выжженные травы. Два запаха царят над этим миром: запах морской соли и запах полынной сухости, берегового зноя. Это запах самой Киммерии. Земля, которую воспевает Волошин,- пустынная, нерадостная, «отверженная». Но эта земля - мать, даже Праматерь,- тем более любимая, что она безгласна, нема. И поэт сам становится ее голосом, сам повествует о пережитом ею.

4.5. М. И. Цветаева

Цветаева Марина Ивановна, русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму, там поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них стихотворение «Встреча с Пушкиным» (приложение12). Впервые Цветаева приехала в Крым, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского. Крым сыграл в жизни Цветаевой очень важную роль, именно там юная поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем.

В мае 1911 года он приехал в Коктебель, к своему дяде – Максимилиану Волошину. У Макса останавливается и Марина Цветаева. У нее была довольно бурная молодость, разбитое от неразделенной любви сердце, и она уже не надеялась на то, что в мире есть молодой человек, способный вернуть ее к жизни. Она так и признавалась Максу Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень».

В романтически-таинственной атмосфере Коктебеля, где сама природа создавала в угоду литературным вкусам времени профили поэтов, Сергей Эфрон, представленный Цветаевой как молодой литератор, тёмноволосый юноша с большими зеленовато-серыми глазами совершенно соответствовал её творческому воображению. Когда Марина впервые увидела Сергея в белой рубашке на скамейке у моря, он был, по её признанию, так неправдоподобно красив, что, казалось, ей стыдно ходить по земле.

Сергей подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину (сердолик её любимый камень) – она поместила её в серебряное кольцо (серебро – любимый металл, оно серебрится, подобно пене морской, и сама Марина – «бренная пена морская»). Это была любовь с первого взгляда. Они нашли друг в друге столько интересного, что не расставались все два месяца, которые провели в Коктебеле. А потом опять-таки вместе они отправились дальше. Эта талантливая пара создала семью 27 января 1912 года. В этот день в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Марина взяла фамилию мужа, которою первое время и подписывалась. В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. О феодосийском периоде жизни писательницы рассказывает музей сестёр Цветаевых (приложение 13) , созданный в этом прекрасном городе. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

4.6. А. И. Куприн

Среди русских классиков, судьба которых тесно связана с Крымом, Александр Иванович Куприн - самый преданный и искренний почитатель благодатной земли, отразивший в произведениях романтический образ Крыма.

Многие его современники - известные литераторы, приезжали а Южнобережье по состоянию здоровья. Куприна же тянуло сюда просто потому, что он страстно любил сказочный полуостров. Его сердце, как он сам говорил, всю жизнь стремилось к «благословенному Крыму, сине-синему Чёрному морю».

Писателю замечательно работалось на юге. Он написал здесь множество своих произведений, среди них принесшую ему мировую известность повесть «Поединок». Многие его рассказы сюжетно связаны с крымским краем или написаны по крымским впечатлениям. В Крым Куприн приезжал часто: гостил у Чехова в Ялте, у Гарина-Михайловского в Кастрополе, познакомился с Львом Толстым, останавливался в Мисхоре, в Алуште, Гурзуфе, Кореизе, Алупке, очень полюбил Севастополь. Среди многих истинно крымских произведений признаны классическими "Сон", "Светлана", "Белый пудель", "Гранатовый браслет".

Впервые Куприн побывал в Крыму летом 1901 года, во времена, когда служил в киевских и южнорусских газетах «пожарным строчи­лой». Так он называл работу репортёра. Цель его приезда была творческая - написать рассказ о цирковом борце. В 1902 году писатель живет на даче в Мисхоре, работает над рассказами "На покое", "Трус", "Болото", по приглашению Л.Н. Толстого часто бывает в Ялте. В 1903 году в Мисхоре заканчивает первые шесть глав повести "Поединок".

В 1904, 1905 и 1906 годах Куприн с семьёй жил в Балаклаве, подружился с местными рыбаками и написал о них сборник художественных очерков "Листригоны".

А потом за смелые политические высказывания Куприна выслали из Балаклавы, где он хотел поселиться навсегда и уже начал строить домик.

После революции писатель эмигрировал. Он успешно печатался в Париже, но, не в силах побороть ностальгии, вернулся на родину в 1937 году, за год до смерти. До конца жизни хранил Куприн приятные воспоминания о Крыме.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что велика и значима историческая роль Крыма в истории государства Российского, начиная с Киевской Руси и до распада СССР.

Отметим также, что три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина.

Резюмируя, можно сказать, что каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но, ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

Следовательно, такие писатели как, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Волошин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, находясь и живя в Крыму, создавали свои лучшие произведения, которые до сих пор популярны и интересны читателям. А так как были увековечены места их творчества памятниками, бюстами, музеями, то это привлекает не только любителей художественной литературы, но и обычных туристов, как российских, так и иностранных.

Без этого удивительно края и его истории, мы бы никогда не узнали о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли бы насладиться чудесными стихотворениями М. А. Волошина, о крымских пейзажах. Благословенная Таврида навсегда оставила глубокий и неизгладимый след в истории и литературе.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология для повышения мотивации в изучении предмета, развивалась и совершенствовалась исследовательская деятельность. Обобщались и анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли. Данная работа позволила привить чувство патриотизма и любви к литературе

Список литературы

1. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. – Симферополь: Таврия, 2008. - 392с. с илл.

2. Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. - М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.

3. Шестов Л. «Творчество из ничего: А. П. Чехов»

4. Вересаев В. В. Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом).

5. Чембрович О. В. Религиозно-философские идеи М. Горького в оценке критики и литературоведения // «Культура народов Причерноморья», № 83, 2006. Крымский научный центр Академии Наук Украины и Министерства образования и науки Украины.

В X Международном литературном фестивале «Чеховская осень - 2019» в г.Ялта, который прошел в Ялте с 21 по 24 октября, приняли участие поэты и писатели из разных стран: России, Украины, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Германии, Сирии, Италии, Ливана, Египта, Черногории, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнама, Сербии, Марокко, Индии, Бангладеш, Чехии, Республики Коста-Рика, Боснии и Герцеговины, Польши, Албании и Швейцарии. И всех их объединила не только возможность творческого выражения себя, но и возможность рассказать о культуре своей страны и наладить связь между нашими народами. Организатором фестиваля традиционно выступил и в этом году РОО «Союз писателей Республики Крым». Фестиваль стал уже десятым со времени его создания и третьим с новейшей русской истории полуострова.

Все четыре дня члены международного жюри и участники наслаждались интересной и яркой конкурсной программой, круглыми столами, встречами о творчестве Чехова. Открывал Фестиваль 21 октября Президент фестиваля Андрей Чернов, который рассказал о важности объединения писателей Крыма с писателями из других областей России и зарубежья. Были зачитаны приветственные адреса от друзей Фестиваля: Мурадова Г. - Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ, Переверзина И. - Председателя МСОО “Международное сообщество писательских союзов”, Бояринова В. - Председателя Московской городской организации Союза писателей России, Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, Савченко С. - депутата Государственной Думы ФС РФ.

Высокое Международное жюри в составе: Айман Абу-Шаар (Сирийская Арабская Республика) председатель жюри, Терёхин В. (Россия, Калужская область) заместитель председателя жюри, Доха Асси (Арабская Республика Египет) заместитель председателя жюри, Смирнов В. (Шумилов) (Россия, Республика Крым), Кондрюкова Г. (Россия, г.Севастополь), Грачев В. (Россия, Республика Крым), НГУЕН ТХИ КИМ ХИЕН (Народная Республика Вьетнам), Мельников А. (Германия), Томская Л. (Украина), Шалюгин Г. (Россия, Республика Крым), Салихов Д. (Россия, Республика Татарстан), Матвеева М. (Россия, Республика Крым), Рябчиков Л. (Россия, Республика Крым), Голубев М. (Россия, Республика Крым), Илаев А. (Россия, Республика Крым), Берлин Т. (Украина), Попова Н. (Россия, Москва) , Клоссовский И. (Россия, Республика Крым), Подосинникова Л. (Россия, г.Севастополь).

В первый день были проведены конкурсы: «Общественное признание», музыкальные конкурсы «Бери шинель, пошли домой!» и «Свободная авторская песня», «Любовная лирика».

Второй день X Международного литературного фестиваля «Чеховская осень - 2019» прошёл не менее ярко. В этот день у участников была возможность послушать стихотворения, посвящённые природе (номинация «Пейзажная лирика. Крымские мотивы»), работы молодых поэтов («Поэзия молодых»), «Стихи для детей», а также «Гражданская и духовно-философская лирика». Был в этот день проведён и конкурс чтецов среди школьников на тему «Лучший знаток стихов Владимира Луговского». Во второй половине 22 октября гостей фестиваля ждали экскурсии в Массандровский Дворец Императора Александра III и в Дом-Музей А. П. Чехова «Белая Дача». В том же Доме-Музее после экскурсий был организован Час интересных встреч - «Круглый стол», темой которого стало обсуждение творчества Антона Павловича Чехова не только как выдающегося писателя своего времени, но и как личности, впоследствии объединившей писателей и поэтов со всех уголков Мира под одной крышей.

24 октября ознаменовался праздничным закрытием Фестиваля. Были подведены итоги заочных и очных конкурсов, объявлены и награждены все победители и призёры, а также вручён «Гран-При Фестиваля».

В свои страны увезут дипломы и медали 10 лауреатов, участвовавших в конкурсах: «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «Любовная лирика» диплом и бронзовую медаль получила Rubin Sabrina (Республика Бангладеш), «Я люблю тебя, море!» диплом и серебряную медаль получила Гетманенко Инна Владимировна (Украина, г. Днепр), «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) диплом и бронзовую медаль получил Al Muhaish Nabeel Abdorrahman A (Королевство Саудовская Аравия), «Гражданская и духовно-философская лирика» диплом и серебряную медаль получила Lara Mshawrab (Республика Ливан), заочном литературном « Чеховские мотивы» диплом и бронзовую медаль получила Pankhuri Sinha (Республика Индия), «Писатели и общественность мира о Крыме» диплом и серебряную медаль получил Graham Phillips (Соединенное Королевство Великобритания), «Автор журнала «Брега Тавриды» диплом и серебряную медаль получил Abdulla Issa (Государство Палестина), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получил Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получила Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «За выдающиеся заслуги перед литературой» диплом и золотую медаль получила Rokiah Hashim (Малайзия).

Диплом I -ой степени и золотую медаль Фестиваля получили:

Конкурс «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» - Каменщикова Лариса Георгиевна (Россия, Краснодарский край);

Конкурс «Любовная лирика» - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Стихи для детей» - Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского» - Шиян Александр Александрович (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Я люблю тебя, море!» - Крылова Любовь Андреевна (Россия, Тамбовская область, г.Тамбов);

Конкурс «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Гражданская и духовно-философская лирика» - Бабушкин Евгений Васильевич (Россия, Республика Крым, г.Алушта);

Конкурс «Бери шинель, пошли домой! » -Дуэт Струнко Надежда - Межирова Галина (Россия, г.Анапа - г.Омск);

Конкурс «Поэзия молодых» - Алекс Каспер Дрю (Россия, Республика Крым, г.Керчь);

Конкурс заочный «Чеховские мотивы» - Кураев Михаил Николаевич (Россия, г.Санкт-Питербург);

Конкурс «Писатели и общественность мира о Крыме» - Бондарев Юрий Васильевич (Россия, г.Москва);

Конкурс заочный «Автор журнала «Брега Тавриды» - Куняев Станислав Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «За лучшую песню» - Струнка Надежда Александровна (Россия, Краснодарский край, г.Анапа);

Конкурс «За лучшие стихи» Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Приз зрительских симпатий» - Золотарев Алексей Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «Общественное признание» - Кибирева Елена Андреевна (Россия, Курганская область), Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), NUPUR MAJUMDER SANDHU (Республика Индия);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Rokiah Hashim (Малайзия), Илляшевич Владислав Николаевич (Эстонская Республика) , Кулунчакова Бийке Исхаковна (Россия, Республика Дагестан);

Кубок, диплом I -ой степени и золотую медаль получили:

Конкурс «Лучшее ЛИТО Крымского полуострова» - Лито фантастов “Клуб фантастов Севастополя и Республики Крым”, Председатель - Гаевский Валерий Анатольевич Николаевич (Россия, Республика Крым);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Иванов - Таганский Валерий Александрович (Россия, г.Москва)

Диплом и награда «Литературный Олимп» от Лиги писателей Евразии были вручены заместителю председателя жюри , руководителю египетской делегации Doha Assy .

Главный приз фестиваля - «Гран - При Фестиваля» и золотую медаль получила замечательная поэтесса из города Ялты – Ариолла Милодан. От председателя жюри Айман Абу-Шаара (Сирийская Арабская Республика) Ариолла получила также и специальный приз – сирийское платье.

X Международный литературный фестиваль «Чеховская осень - 2019» в городе Ялта прогремел на весь мир. Фестиваль удался!

Президент X Международного литературного Фестиваля «Чеховская осень - 201 9 » в г. Ялта

А. Чернов

Выставка «Литературный Крым», открытая в читальном зале «Отрочество. Юность» 14 февраля 2018 года, посвящена четвертой годовщине присоединения Крыма к России. Идея выставки – показать исконную связь полуострова с русской культурой, ведь многие поэты и прозаики с восхищением описывали Крым. Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей, с ней связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Крым всегда занимал особое место в литературе, именно здесь были написаны замечательные произведения, сопровождающие нас всю жизнь.

Столицу Крыма, город Симферополь, непременно посещают все, кто прибывает на полуостров, писатели и поэты – не исключение. Например, А.С. Пушкин в начале мая 1820 года посетил Бахчисарай, легенды которого поразили воображение поэта, и была создана поэма «Бахчисарайский фонтан». Восхищение красотой Крыма нашло отражение в ряде стихотворений и знаменитом романе «Евгений Онегин».

Так случилось, что Ялту посещали почти все знаменитые писатели и поэты, такова была традиция во все времена. В Крым ехали на отдых или лечение, иногда оставаясь надолго. Ялта оказалась неотделима от биографии Антона Павловича Чехова, здесь были написаны едва ли не самые знаменитые его произведения – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Несколько раз в Ялте останавливались Владимир Маяковский, Михаил Булгаков, Иван Бунин и множество других знаменитостей. Александр Иванович Куприн впервые посетил Ялту в 1900 году, по приглашению А.П. Чехова, который ввел его в круг отдыхающих на полуострове литераторов. Можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с удивительным курортом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет» и т.д.

Коктебель неотделим от имени известного поэта, публициста, художника и большого оригинала Максимилиана Волошина. Он оставил немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе. Благодаря усилиям литератора, обаянию его личности, глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Гостями М. Волошина были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX века – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В. Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и др. Здесь, в Коктебеле, писал свой знаменитый роман «Остров Крым» Василий Аксенов.


В Судаке побывали многие известные люди: сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и др. Осип Мандельштам любил и хорошо знал Крым, здесь он написал стихотворение «Меганом», «Старый Крым».

Город Феодосия навсегда связан с именем Александра Грина, именно здесь открыт литературно-мемориальный музей писателя. Он жил в Феодосии с 1924-го по 1930-й год, здесь написал четыре романа и более тридцати рассказов (среди них: «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда» и т.п.).

Скромный городок Старый Крым занимает заметное место на литературной карте полуострова. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана с этими местами. К примеру, пребывание в Крыму Юлии Друниной с любимым мужем стало отдельной страницей ее творческой биографии. Поэтесса вдохновлялась поэтическими пейзажами гор, вдыхала морской бриз, много писала.

Следующий город на нашей литературной карте – Керчь. Здесь в разное время бывали А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.В. Маяковский, И. Северянин, М.А. Волошин, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью «Улица младшего сына» Льва Кассиля, рассказывающей о юном герое-керчанине В. Дубинине.

Славный город Севастополь связан с именами многих писателей, его навсегда прославил Лев Николаевич Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во времена первой Севастопольской обороны, в осажденном городе он пробыл ровно год. Тогда он написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы», принесшие впоследствии всемирную литературную славу. Константин Георгиевич Паустовский называл Крым «землей покоя, размышлений и поэзии», не случайно именно здесь была написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы: «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Черное море», рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка».

В городе Евпатория бывали многие литературные знаменитости – А. Мицкевич, Л. Украинка, М. Булгаков, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. Алексей Николаевич Толстой оставил описание курортного городка в романе «Хождение по мукам».

Наше литературное путешествие заканчивается словами Константина Паустовского: «…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль… и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».