Введение

1. Международные организации

1.1 Понятие, классификация и порядок создания международных организаций, их роль в современном мире

1.2 Юридическая природа деятельности международных организаций

1.3 Правосубъектность международных организаций, ее правовые основы

2. Органы международной организации

2.1 Классификация, порядок принятия решений международными организациями. Их юридическая сила

2.2 Организация Объединенных Наций: история создания, принципы, членство

2.3 Специализированные учреждения Организации Объединных Наций

2.4 Региональные международные организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.

В процессе глобализации должны занять достойное место такие организации, как ООН и ее специализированные учреждения.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.

Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса международных организаций.

Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения.

1. Международные организации

1.1 Понятие, классификация и порядок создания международных организаций, их роль в современном мире

Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.

Характерные черты организации: создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут); система постоянно действующих органов; автономный статус и соответствующие функции.

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав - это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969г. и 1986г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации.

Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.

Специфика устава как договора относится, прежде всего, к порядку участия и прекращению участия.

Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. В этих целях прибегают к двум основным средствам: подразумеваемым полномочиям и динамичному толкованию уставов.

Подразумеваемые полномочия- дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей.

Международные договоры ссылаются на такие полномочия. Они нашли подтверждение и в актах Международного суда.

Динамичное толкование означает такое толкование устава, которое развивает его содержание в соответствии с потребностями организации в эффективном осуществлении своих функций.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии 1 .

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865г.) и Всемирного почтового союза (1874г.), которые имели постоянную структуру.

Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Впервые термин «международная межправительственная организация » был употреблен в п.1 ст.2 Устава Международного института унификации частного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

Международные неправительственные организации, будучи особой формой международного общения, являются предметом изучения и исследования различных научных дисциплин - международного права, политической науки, истории, социологии и т.д. Начиная с 1970-х годов исследования неправительственных организаций оформляются в относительно самостоятельное комплексное научное направление, хотя, вплоть до сегодняшних дней, МНПО рассматривают и в контексте исследований международных межправительственных организаций. Это связано прежде всего с тем, что до 1990-х годов неправительственным организациям отводилась второстепенная роль по сравнению с международными межправительственными организациями.

Обратимся к вопросу о возникновении и эволюции неправительственных организаций. Как отмечают некоторые исследователи, «тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д.». Как следствие возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись.

В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения» 2 .

В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории: неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных организаций было характерно для периода «холодной войны»; неправительственные организации; неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.

Главным органом большинства неправительственных организаций является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.

Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.

В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.

Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа: состоящие из физических лиц; объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.

Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений.

Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений и права, разные ученые признают за ними субъектов международного права со специальной.

Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве, как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них:

Информационная: МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная: МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений.

Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС) 3 .

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.

Виды организаций можно определить по ряду критериев. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие, или универсальные, потенциально рассчитаны на участие всех государств. Организации могут заниматься общеполитическими проблемами или специальными видами сотрудничества (транспорт, связь, здравоохранение).

Сегодня большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, их члены не передают им своих властных функций. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств. Вместе с тем существуют и наднациональные, надгосударственные организации, которым государства передали осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Виды организаций (по охвату):

Универсальные (всемирные) организации , прежде всего, Организация Объединенных Наций (ООН). Кроме того, сюда следует отнести и такие специализированные организации как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Иные организации, в том числе: Региональные организации , включая Европейский Союз (ЕС), Африканский Союз (АС), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Организации, создаваемые соответствующими многосторонними международными договорами (например, Международный орган по морскому дну, созданный Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.)

Виды организаций (по компетенции): С общей компетенцией (ООН, СНГ).

Со специальной компетенцией (ЮНЕСКО, МАГАТЭ) 4 .

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций

    Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин международные организации≫ употребляется применительно и к межгосу-

    дарственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Межд. межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора

    для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли,

    здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные и региональные;

    в) по порядку приема новых членов - открытые или за-

    г) по сфере деятельности - с общей или специальной

    компетенцией;

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные

    или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные или групповые.

    Признаки ММПО.

    1. Членство не менее трех государств.

    2. Постоянные органы и штаб-квартира.

    3. Наличие учредительного договора.

    4. Уважение суверенитета членов-государств.

    5. Невмешательство во внутренние дела.

    6. Установленный по

    Межне правительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и

    объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

    а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;

    б) женские, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания

    МО включает три стадии:

    1) принятие учредительных документов организации;

    2) создание ее материальной структуры;

    3) созыв главных органов - начало функционирования.

    Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного

    или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского

    союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (из межд. должностных лиц, находящихся на службе в МО);

    Состоящие из лиц в личном качестве и др.

    31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.

    Международная межправительственная организация, как отмечено в главе "Субъекты международного права", обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

    Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора .

    Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

    В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

    В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

    В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

    В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

    В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

    Внутреннее право международных организаций. Этот тер­мин используется для обозначения норм, создаваемых в каж­дой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации. Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.

    Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организа­ции. Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полно­мочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей. Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом - генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.

    В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций: а) непосредственное участие в создании норм международного права; б) участие в правотворческом процессе государств7. Вместе с тем анализ международно-правовой литературы свидетельствует об отсутствии единого понятийного аппарата по данному вопросу. В доктрине используются различные термины для определения участия международных организаций в правотворческой деятельности: формы8, способы9, направления10, виды11, аспекты12.

    При участии в правотворческом процессе государств (такую деятельность иногда называют квазинормотворческой13 или вспомогательной функцией14) международные организации сами не создают норм международного права, а лишь участвуют в правотворческом процессе государств. По мнению профессора Г. И. Тункина, роль международных организаций в заключении договоров между государствами состоит в том, что они подготавливают и принимают окончательный текст международного договора или подготавливают предварительный текст договора (если созывается специальная международная конференция).

    Кроме вспомогательной функции международные организации осуществляют непосредственную правотворческую деятельность (иногда именуется собственно нормотворческой37). Выделяется три основных вида непосредственной правотворческой деятельности: а) заключение международными организациями международных соглашений (в правовой литературе этот вид иногда называют внешним правом международных организаций38); б) принятие решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации, или внешняя регламентация; в) принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права.

    Международная организация (МО) – объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей.

    Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.

    Основные признаки МО: МО создаются государствами, обладают правосубъектностью (права и обязанности, привилегии и иммунитеты устанавливаются уставом МО и другими международными договорами), имеют цели деятельности, имеют свою систему органов.

    Классификация МО:

    1) по кругу участников – универсальные (ООН и ее специализированные учреждения) и региональные (СНГ, ЛАГ, ОАГ);

    2) по компетенции – общей компетенции (ООН, ОАГ, ЛАГ) и спе­циальной компетенции (специализированные учреждения ООН, Организа­ция стран-экспортеров нефти – ОПЕК, Всемирная торговая организация - ВТО);

    3) по порядку вступления в МО – открытые (ООН) и закрытые (НАТО, Европейский Союз, прием в МО только с согласия и по приглашению первоначальных членов МО)$$$Капустин А.Я. Концепция международной организации: современные тенденции и противоречивые толкования // Международное публичное и частное право. СПб., 2007. С. 85-113.%%% 88 ^^^.

    Специальный вид МО – межведомственные организации. Решение вопроса об участии в такой организации относится к компетенции государства, а все последующие контакты с организацией поддерживаются через соответствующее ведомство. Например, на межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого считаются органы полиции, обладающие полномочиями действовать от имени своих государств.

    Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил ее как "способность обладать международными правами и нести международные обязанности". Вместе с тем Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства: "Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества".



    Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

    Функции международных организаций. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Специально изучавший функции международных организаций польский профессор В. Моравецкий выделяет три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

    Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой. Тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать. Любому государству трудно противостоять решению международной организации.

    Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Достаточно вспомнить роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в утверждении основных принципов международного права и в раскрытии их содержания. В специальных областях сотрудничества (финансы, связь, транспорт и др.) нормы международного права создавались главным образом при помощи организаций.

    Резолюциям принадлежит важная функция актуализации международно-правовых норм путем их подтверждения, конкретизации применительно к реальностям международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание. Не только в резолюциях, но и в ходе дискуссий выясняются необходимые изменения в праве.



    Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая - в признании нормы не отвечающей требованиям жизни. Достаточно указать на резолюции ООН, осуществившие делегитимацию целого комплекса обычных и договорных норм, лежавших в основе колониальной системы.

    Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм международного права и актов организации в соответствующей области.

    Особенно развита эта система в области прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. обязывает участников представлять отчеты о выполнении ими положений Пакта Комитету по правам человека. По результатам обсуждения Комитет представляет доклад Экономическому и Социальному Совету ООН. В целях контроля на места направляются наблюдательные миссии организаций.

    В практике ООН получили распространение наблюдательные миссии за соблюдением условий мирного урегулирования. Миссия ООН контролировала процесс ликвидации средств массового поражения в Ираке и докладывала об этом Совету Безопасности. Серьезные меры контроля, включая инспекцию, предусмотрены Уставом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

    Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.


    В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

    Международные организации представляют собой постоянно действующие объединения двух или более государств, созданные на основе международного договора, наделяющего эти объединения правами и обязанностями в отдельных областях международного сотрудничества.

    Любая международная организация должна обладать следующими признаками:

    1. Создание в соответствии с международным правом.

    2. Учреждение на основе международного договора.

    3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

    4. Наличие соответствующей организационной структуры.

    5. Наличие прав и обязанностей организации.

    6. Самостоятельные международные права и обязанности организации.

    Следует отметить, что термин “международные организации” употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Международные межправительственные организации (ММПО) – это объединения государств, созданные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также ее цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

    ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные (т.е. открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ).

    в) по порядку приема новых членов - открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) или закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей, например, в НАТО);

    г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

    Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

    Признаки ММПО:

    1.Членство не менее 3-х государств;

    2.Постоянные органы и штаб-квартира;

    3.Наличие учредительного договора;

    4.Уважение суверенитета членов-государств;

    5.Невмешательство во внутренние дела;

    6.Установленный порядок принятия решений.

    Международные неправительственные организации (МНПО) - это любые международные организации, созданные не на базе межправительственных (межгосударственных) договоров, а на основе объединения физических и (или) юридических лиц. В настоящее время насчитывается более 8000международных неправительственных организаций, например: Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Международная ассоциация уголовного права (МАУП).

    Такие организации не являются субъектами международного права, но обладают рядом прав и обязанностей. Они выступают от имени широкой международной общественности и обращаются к государствам и к межгосударственным (межправительственным) организациям по различным проблемам международной жизни.

    МНПО бывают:

    а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными;

    б) женские организации, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами.

    Процесс создания новой международной организации включает три стадии:

    1.Принятие учредительных документов организации;

    2.Создание ее материальной структуры;

    3.Созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

    Наиболее распространенным способом создания международной организации является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

    Статут (Лига Наций);

    Устав (ООН или Организация Американских Государств);

    Конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

    Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

    Согласованное волеизъявление государств-членов международной организации также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня 1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет. В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

    Одной из составляющих правового статуса международной организации - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и определенные стороны).

    Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

    Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

    Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

    Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации.

    И, наконец, международные организации действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.

    Для осуществления своих функций международные организации обладают соответствующим механизмом. Его основу составляют органы организации .

    Органы международной организации - составная часть международной организации, ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно, чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

    По характеру членства можно классифицировать органы следующим образом:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского Союза. Состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней);

    Состоящие из лиц в личном качестве;

    С участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

    В последнее время в деятельности ряда международных организаций наблюдается тенденция к повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

    Принятие решений организациями. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. В правилах процедуры каждой организации и её органов устанавливается кворум, необходимый для принятия решений. Чаще всего он составляет простое большинство членов. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса.

    Функции международных организаций следующие:

    - регулирующая - состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов;

    - контрольная - состоит в контроле за соответствием поведения государств нормам международного права и резолюциям международных организаций;

    - оперативная - заключается в достижении поставленных целей собственными средствами организации.

    В отличие от универсальных организаций, в деятельности которых могут участвовать все государства мира, региональные организации объединяют страны одного или нескольких географических регионов. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы регионального сотрудничества, совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. Условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности предусмотрены в главе VIII Устава ООН.

    Среди региональных организаций выделяются: Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК).

    Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

    Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

    Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

      по характеру членства:

    а) межправительственные; б) неправительственные;

      по кругу участников:

    а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов); б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива); в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

      по компетенции:

    а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН); б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

      по характеру полномочий:

    а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников; б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

      с точки зрения порядка приема в международные организации:

    а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению; б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

      по критерию структуры:

    а) организации с упрощенной структурой; б) организации с развитой структурой;

      по критерию способа создания :

    а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией; б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    http://be5.biz/pravo/m004/28.htm

    Международное право (Бархатова Е.Ю.)