В своей книге «Подлинная сила, истинная власть» мастер Тик Нат Хан рассуждает о мимолетности и скоротечности человеческих желаний, мечтаний и страстей и рассказывает нам о подлинных ценностях жизни, способных сделать нас счастливыми.

В своей книге «Устная традиция дзен» американский мастер китайского происхождения Джон Брайт-Фей впервые открывает западным людям ревниво оберегаемые Храмом Шаолинь секреты устной традиции дзен.

Руководство по медитации при ходьбе

Медитация при ходьбе стала особой практикой во вьетнамском буддизме.

Своими корнями она уходит в принцип памятования Тхеравады, также в традиции Махаяны рекомендована ходьба между периодами медитации. В данной книге автор подробно рассматривает эту практику.

Созерцание мысли

Он повсюду ищет свою мысль. Но что это за мысль? Она исполнена либо страстью, либо ненавистью, либо смущением. Что можно сказать о прошлом, будущем или настоящем? То, что именуют прошлым, уже угасает, то, что именуют будущим, еще не приходит, а настоящее непостоянно.

Поскольку мысль, Кашьяпа, нельзя постичь ни внутри, ни снаружи, ни между тем и другим, поскольку мысль бесплотна, невидима, изменчива, непостижима и не имеет ни опоры, ни пристанища.

Солнце мое сердце

Если мы сможем пережить наше время, то разрыв, который разделяет науку и духовность, будет уменьшаться, и Восток и Запад встретят друг друга на тропе, ведущей к открытию истинного разума.

Эта маленькая книга писалась не для того, чтобы продемонстрировать какие-то знания автора. Будет лучше, если эта книга станет скорее другом, чем книгой. Вы можете взять ее с собой в автобус или в метро, так же, как плащ или шарф. Она принесет вам несколько мгновений радости в любое время!

Стихи о природе сознания

Книга «Стихи о природе сознания» будет интересна каждому человеку, который хочет знать, как работает ум в своих глубинных слоях.

Она основана на пятидесяти стихах о природе сознания, которые написал великий буддистский мастер Васубандху, живший в пятом веке нашей эры, и представляет собой собрание лекций Тик Нат Хана, которые он прочел в Зимнем Парке, США, штат Колорадо (1989 г.), в Малибу, штат Калифорния (1991 г.), во Франции, в Сливовой Деревне (1992 г.), в Кей Уэст, штат Флорида (1997 г.) и в Регенсбурге, Германия (1998 г.).

Буддизм учит нас взращивать семена радости и преображать семена страдания, чтобы в нас могли распуститься цветы понимания, любви и сострадания.

Обычно мы выполняем задачи, которые ставит перед нами повседневная жизнь, совершенно неосознанно — мы автоматически ходим, садимся, работаем, едим, управляем машиной и т.д. Но Мастер показывает: если мы начнем полностью осознавать наши действия и сможем ощутить большую вовлеченность в то, что мы делаем, то всегда будем пребывать в состоянии счастья и умиротворения.

Именно эта ключевая практика лежит в основе этой простой и бесценной работы Мастера — книги «Счастье здесь и сейчас». Благодаря ей, вы обретете незаменимый инструмент для работы с сознанием и улучшения качества жизни.

Ум Будды, тело Будды. Спокойствие бытия

Тик Нат Хан — знаменитый вьетнамский буддийский мастер, поэт, ученый и активный защитник прав человека.

В своей книге «Ум Будды, тело Будды» Тик Нат Хан показывает нам, как мы можем закрепить в своем сознании привычку быть счастливым. С юмором и состраданием Тик Нат Хан объясняет, как ум действует, как мы можем научиться более эффективно создавать условия для нашего счастья.

В этой книге Тик Нат Хан особо отмечает важность творчества, визуализации и медитации, а также предлагает конкретные упражнения, чтобы усилить ясность ума и восстановить гармонию ума и тела. В процессе повествования Тик Нат Хан рассказывает истории как из жизни Будды, так и из собственной жизни.

Вирадхаммо — ученик знаменитого буддийского мастера Аджана Ча. Книга «Безмятежность бытия» представляет собой собрание бесед и лекций мастера Вирадхаммо, проведенных им в разные годы.

Тик Нат Хан

Чудо осознанности. Практическое руководство по медитации

© Thich Nhat Hanh, 1975, 1976

© Мигаловская Н., перевод на русский язык, 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Тик Нат Хан – это не просто мастер медитации. Это посредник между землей и Небом, это голос просветленной вечности, доносящийся до наших глухих душ. Его книги написаны удивительно легко и понятно, это идеальная пища для ума. Я перечитывал «Чудо осознанности» несколько раз – и каждый раз открывал в ней что-то новое.

Марвен Гленн, Майами

«Это экстраординарная книга!»

Это экстраординарная книга! Простым языком она говорит о таких вещах, которые вы, кажется, всегда знали, но которыми не пользовались… Внимание – это универсальный инструмент, волшебная палочка, с помощью которой можно реально изменить свою жизнь. Но самое прекрасное – этот инструмент имеется у каждого из нас!

Кетрин Уайт, Даллас

«С этой книгой вы проснетесь!»

Многие книги по медитации невыносимо скучны, так что уже с первых страниц вас неумолимо тянет в сон… Однако с этой книгой ВЫ ПРОСНЕТЕСЬ! В отличие от большинства подобной литературы, она сразу предлагает вам попробовать простые практики. И они работают! Вам не придется ждать долго, только попробуйте – и сразу почувствуете изменения!

Грейс Уиггинс, Финикс, Аризона

«Он фантастический учитель жизни!»

Для всех, кто планирует заняться медитацией, книга Тик Нат Хана – отличное начало! Она сразу показывает нужную перспективу. Следуя принципам Тик Нат Хана, вы никогда не свернете с верной тропы. Это действительно один из самых великих учителей! До того, как я познакомился с его книгами, я был обычным клерком, замученным постоянной нехваткой времени и стрессом. Я и теперь обычный клерк, но я – счастливый клерк! Я обладаю бесконечным запасом времени и никогда не испытываю напряжения – а все потому, что Тик Нат Хан научил меня осознавать каждую минуту. Он фантастический учитель жизни!

Ричард Мэй, Бостон

«Они работают для человека любых убеждений»

Я обожаю работы Тик Нат Хана. Они творят настоящие чудеса! Я сама католичка, но его принципы – универсальны. Они работают для человека любой конфессии, любых убеждений. Прочитайте и убедитесь!

Лионелла Черити, Колумбия

«И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна»

Мы все собираемся жить «когда-нибудь». А Тик Нат Хан предлагает ценить настоящее. Это не новая идея, но мало кто умеет воплощать ее в жизнь. Простые и полезные упражнения этой книги помогут вам прикоснуться к настоящему. Выполняя их, вы научитесь использовать каждую секунду на 100 %. И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна, и в нее можно вместить все, что вы захотите!

Карен Андерсон, Филадельфия

Предисловие переводчика к английскому изданию

Книга «Чудо осознанности» была написана на вьетнамском языке в 1974 году и изначально ее текст представлял собой развернутое письмо брату Квангу, старшему преподавателю «Школы социальной службы для молодежи» в Южном Вьетнаме. Автор письма, буддийский монах Тик Нат Хан основал эту школу в 1960-х как один из проектов «Буддизма активного действия». Молодые люди приобретали там навыки помощи людям и проникались духом сострадания. После обучения студенты использовали полученные знания, чтобы помогать крестьянам, пострадавшим от неурядиц военного времени. Они помогали восстанавливать разрушенные дома, учили детей, занимались созданием медицинских пунктов, школ, участвовали в организации сельскохозяйственных кооперативов.

Их мирные методы часто вызывали непонимание в атмосфере страха и недоверия военного времени. Выпускники школы последовательно отказывались поддерживать какую-либо из враждующих сторон и утверждали, что обе они представляют собой отражение единой реальности и что настоящим врагом являются не люди, а идеологии, ненависть и невежество. Такая позиция поставила их на грань конфликта, и в первые годы существования «маленьких отрядов мира» (так они себя называли), работники периодически подвергались нападениям, несколько раз дело доходило до похищений и убийств. Поскольку война длилась и длилась – даже после подписания Парижского мирного соглашения в 1973 году, – временами казалось просто невозможным не поддаться чувству усталости и безнадежности. Требовалась огромная отвага, чтобы продолжать работу в духе любви и понимания.

После высылки во Францию, Тик Нат Хан постоянно писал брату Квангу, чтобы поддерживать мужество работников в эти темные времена. Тхай Нат Хан («Тхай» – это одна из форм обращения к вьетнамским монахам, означает «учитель») призывал их постоянно помнить о важнейшей дыхательной практике – концентрации на дыхании, позволяющей развивать и сохранять внутреннее спокойствие даже в наиболее тяжелых обстоятельствах. Поскольку для Тик Нат Хана брат Кванг и студенты были коллегами и друзьями, письмо, которое впоследствии стало книгой «Чудо осознанности», обращено к читателю в очень непосредственной и личной манере. Когда Тхай говорит о деревенских тропинках, он вспоминает те самые тропы, где он прогуливался с братом Квантом. Когда он упоминает сияющие глаза ребенка, он имеет в виду определенного ребенка – сына брата Кванга.

В то время, когда Тхай писал это письмо, я также находилась в Париже, принимая участие в работе «Делегации мира вьетнамских буддистов» с другими американскими добровольцами. Тхай возглавлял «Делегацию», которая стала зарубежным координационным центром для всех организаций (в том числе и «Школы социальной службы»), чьи усилия были направлены на достижение мира во Вьетнаме и восстановление страны. Я вспоминаю вечерние чаепития, на которых Тхай разъяснял коллегам и друзьям избранные моменты из своего письма. Разумеется, очень скоро мы задумались о том, что и многим другим людям в других странах могут принести пользу описанные там практики.

Недавно Тхай познакомился с молодыми буддистами из Таиланда, и тех очень воодушевили свидетельства, показывающие, какое влияние буддизм имеет во Вьетнаме. Их целью было помочь предотвратить вооруженный конфликт, назревающий в Таиланде, и они хотели понять, как научиться действовать в духе осознанности и примирения, не позволяя гневу и разочарованию взять над собой верх. Некоторые из них знали английский, и мы с ними переводили и обсуждали письмо брату Квангу. Идея с переводом приобрела особую актуальность, когда власти закрыли и конфисковали буддийское издательство во Вьетнаме, так что первоначальный план издать письмо небольшим тиражом на вьетнамском языке оказался неосуществим.

Я с радостью взяла на себя задачу перевести книгу на английский. Почти три года я жила в Париже вместе с участниками «Делегации», дни напролет погружаясь в поэтичные звуки вьетнамского языка. Тхай взял на себя мое «формальное» обучение языку, и мы с ним неторопливо, предложение за предложением, читали некоторые его ранние книги. Таким образом сформировался мой довольно необычный словарь вьетнамских буддистских терминов. Разумеется, в течение этих трех лет Тхай учил меня не только языку. Само его присутствие служило мягким напоминанием о необходимости обратиться к своей истинной сути, пробудиться и жить осознанно.

Когда я уселась за перевод «Чуда осознанности», я припомнила все, имевшие место за эти годы, случаи, с которыми было связано мое собственное развитие осознанности. Так, однажды я готовила еду, пребывая в сильном раздражении, и никак не могла найти ложку, которую бросила где-то среди остальной посуды. Когда я безуспешно искала ее повсюду, на кухню вошел Тхай и при виде моих метаний, улыбнулся. Он спросил: «Что ищет Моби?». Разумеется, я ответила: «Ложку! Я ищу ложку!». Тхай опять улыбнулся и сказал: «О нет! Моби ищет Моби».

Тхай предложил, чтобы я переводила книгу медленно и спокойно, чтобы сохранять осознанность. Я переводила не больше двух страниц в день, а по вечерам мы с Таем просматривали эти две страницы, исправляя те или иные слова и предложения. Остальные друзья помогали с редактированием. Очень трудно описать реальный опыт, полученный в процессе перевода, но то, что в процессе работы я осознавала, как вожу ручкой по бумаге, осознавала свою позу, свое дыхание, помогло мне отчетливо понять, с какой полной осознанностью Тхай писал каждое свое слово. Читая и переводя текст, я буквально могла видеть его адресатов – брата Кванга и сотрудников «Школы». Более того, я начала понимать, что каждый читатель сможет увидеть в словах Тхая ту же непосредственную и личную заинтересованность – так как они обращены к реальным людям и наполнены искренней любовью. По мере продолжения работы, я могла видеть все расширяющееся сообщество: работников «Школы», молодых тайских буддистов и множество наших друзей по всему миру.

Тик Нат Хан (Thich Nhat Hanh, 11.10.1926) - вьетнамский дзен мастер, поэт, участник движения за мир. В возрасте шестнадцати лет принял монашеский постриг. Будучи монахом более сорока лет, он обучил два поколения новообращенных во Вьетнаме. Он основал Молодежную школу социальной Службы («маленькие отряды мира»), которые оказывали помощь в восстановлении деревень, разрушенных во время бомбежек и переселения десятков тысяч людей, оказавшихся в военных зонах. Он также основал Буддистский Университет Ван Хан, Издательство Ла Боа Пресс, «Орден Взаимобытия».

В 1966 он переехал США, а затем в Европу по приглашению Братства. Он не мог вернуться во Вьетнам после этой поездки и получил политическое убежище во Франции, где выступал в качестве представителя Вьетнамских Буддистов на Парижских мирных переговорах по Вьетнаму.

Кроме встреч с группами людей, у него были встречи с такими деятелями, как министр обороны США Макнамара, доктор Мартин Лютер Кинг, Томас Мертон и Папа Павел. Вследствие опыта войны во Вьетнаме и желания отвечать требованиям времени его учение также касается проблем примирения.

В настоящее время он живет в Плам Виллидж, маленькой общине во Франции, где продолжает обучать, писать книги, заниматься садоводством и оказывать помощь беженцам.

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Хан Тит Нат"

В своей книге «Подлинная сила, истинная власть» мастер Тик Нат Хан рассуждает о мимолетности и скоротечности человеческих желаний, мечтаний и страстей и рассказывает нам о подлинных ценностях жизни, способных сделать нас счастливыми.

В своей книге «Устная традиция дзен» американский мастер китайского происхождения Джон Брайт-Фей впервые открывает западным людям ревниво оберегаемые Храмом Шаолинь секреты устной традиции дзен.

скачать Дзэн

Его считают одним из самых влиятельных духовных лидеров современности. Мартин Лютер Кинг выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Речь о Тит Нат Хан - буддийском вьетнамском монахе.

Тит Нат Хан родился во Вьетнаме в 1926 году и в 16 лет принял монашество. Всего через восемь лет он стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Тит Нат Хан в 1961 году ездил в США, чтобы преподавать сравнительное религиоведение в Кодумбийском и Пристонском университетах, но вскоре уехал обратно на родину, чтобы вместе с вьетнамскими монахами противостоять разразившейся войне.

Тит Нат Хан был руководителем мирного движения сопротивления и основателем «маленького корпуса Мира». Он возглавил вьетнамскую буддийскую делегацию на переговорах в Париже и добился подписания мирного договора. После этого ему запретили посещать Вьетнам, но несмотря на это, по всей стране и по всему миру распространялись копии его книг. Тит Нат Хан посвятил свою жизнь просвещению и продолжал свою миротворческую миссию. Он написал более 100 книг по дзэн-буддизму, одни из популярных среди них - «Мир в каждом шаге» и «Тишина» .

Вот несколько советов от Тит Нат Хана:

Путь к осознанности

Грязная посуда, красный свет светофора, дорожные пробки и звонящий телефон - все эти и другие повседневные события могут помочь вам пройти путь к осознанности - подлинному сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.

Помните, что ощущения счастья, гармонии и полноты жизни находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, они всегда с нами.

Сохранять осознанность - это наука, -

Осознанное дыхание

Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:

Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».

Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация на чем-то одном - том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.

Начинайте день с улыбки

Если вы потеряли улыбку, но способны заметить, что ее для вас сохранил одуванчик, еще не все потеряно. У вас достаточно внимательности, чтобы заметить у него вашу улыбку.

Тит Нат Хан утверждает, что тот, кто начинает свой день с улыбки, способен сделать счастливым не только себя, но и весь окружающий его мир. Ведь улыбка для человека - одна из наибольших ценностей, не имеющая «осязаемой цены» - она стоит много и ничего.


Искренняя улыбка поможет осознанности, -

Это упражнение, как и предыдущее, достаточно легко выполнить. Оно направлено на то, чтобы вы привыкли начинать свой день с улыбки. Для того, чтобы это вошло в привычку, сделайте следующее.

Повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

Если ваша улыбка пропала, знайте: все вокруг, включая одуванчик, может ее вернуть. Вам нужно только заметить, что ее хранят для вас.

Медитируйте при ходьбе

Следующий урок Тит Нат Хана для достижения осознанности и счастья - медитация при ходьбе. Сама по себе медитация - это способ восстановить внутренне равновесие, насладиться тишиной в своей голове (а не жужжание роящихся в ней мыслей).

Осознанная медитация способна сконцентрировать ваше внимание на прекрасном, важном моменте: красивом пении соловья, забористый смех детей на площадке, бесконечно красивый пейзаж заката. Медитация при ходьбе позволит вам проникнуться вглубь себя и подарить Матушке-Земле свое спокойствие и гармонию:

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.


Не вините других

Если вы посадили салат, и он не вырос, вы же не будете винить его в этом? Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведет к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чем его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймете, почему человек ведет себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям.

Смотрите на все живое с состраданием. Тогда вы разовьете в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах из Вьетнама, настоятель медитативного центра, автор более 100 книг по осознанности. В 2014 году попал в список 100 самых влиятельных духовных лидеров под номером 4 (после Далай-ламы, Экхарта Толле и папы римского Франциска). У этого человека есть чему поучиться.

Публикуем 20 избранных высказываний Тита Нат Хана о любви, осознанности, творчестве и счастье, которые сделают вас мудрее.

О любви

1. Любить означает научиться искусству создания своего счастья.

2. Когда мы говорим с состраданием, которое основывается на любви и осознании нами взаимосвязи с другими, тогда нашу речь можно назвать истинной.

3. Если вам нравится только лучшее в человеке - это не любовь. Вы должны принимать его слабости, проявлять терпение, понимание и нести энергию позитивного преобразования, исцеления.

О творчестве

4. Наша жизнь - произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

5. Иногда об искусстве лучше говорить, не называя его искусством.

6. В этом состоит сила не-действия. Мы останавливаем мысли, соединяем разум с телом и по-настоящему существуем здесь и сейчас. Не-действие очень важно. Не-действие не равнозначно пассивности. Это динамичное и творческое состояние открытости.

7. Практика мира и примирения - одно из самых важных и творческих действий человека.

8. Чтобы мы смогли услышать красоту и ответить на ее призыв, необходима тишина. Если мы не ощущаем тишину внутри себя, а наш разум и тело полны шума, то мы не способны услышать голос красоты.


Об осознанности

9. Наш разум переполнен шумом, поэтому мы не слышим себя. Наше сердце взывает к нам, но мы не слышим его. Пора это изменить.

10. Просветление существует лишь в повседневной жизни.

11. Кем бы вы ни были: руководителем, официантом, учителем или художником - если вы обладаете ясным пониманием своей цели, то вы приобретете мощный источник внутренней силы.


12. Медитация объятий - это практика осознанности. «Когда я вдыхаю, то знаю, что мой дорогой человек находится в моих объятиях, что он живой. Выдыхая, говорю: он так мне дорог». Если вы дышите глубоко и именно так, обнимая человека, которого любите, то энергия вашей заботы и признательность проникнут в него, он получит подпитку и распустится как цветок.

13. Сколько минут в день вы проводите в настоящем спокойствии, если такие минуты вообще существуют? Тишина очень важна для нас. Она нужна нам так же, как воздух. Она нужна нам так же, как свет нужен растениям.

14. Мы являем собой то, что ощущаем и воспринимаем.

Если мы рассержены, то мы - это гнев.
Если мы любим, то мы - это любовь.
Если мы любуемся снежной вершиной, то мы и являемся этой вершиной.
А когда мы мечтаем, то мы есть наша мечта.

15. Мы можем видеть отражение луны в океане только тогда, когда он спокоен и тих.


16. Чтобы практиковать осознанную речь, мы должны практиковать осознанное молчание.

17. Ходьба, дыхание, медитация, прием пищи и чаепитие в осознанности - все это предоставляет вам конкретные возможности для возвращения к себе.

18. Иногда окружающие восклицают: «Не сиди просто так, сделай что-нибудь!» Они побуждают человека к действию. Но опытные люди, практикующие осознанность, любят говорить: «Не делай просто что-нибудь. Сиди!»

О счастье

19. Как много времени тратим мы на погоню за счастьем, не замечая, что окружающий нас мир полон чудес.

20. Спросите у себя: «Кому я могу помочь улыбнуться сегодня утром?» Это и есть искусство создания счастья.