Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

февраля 2016

МАРТИН ЛЮТЕР - ПРОТЕСТАНТ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

В конце 1990-х годов журнал LIFE опубликовал два рейтинга:
«100 величайших событий тысячелетия» и «100 величайших личностей тысячелетия». Третье место в первом случае было отдано Реформации, во втором - ее идеологу и вдохновителю Мартину Лютеру (1483−1546). Этот человек, 470 лет со дня смерти которого исполняется 18 февраля, вне всякого сомнения может быть назван одним из творцов Нового времени - эпохи, сформировавшей современную цивилизацию такой, как мы ее знаем. Как и всякий, чье имя и по сей день водружают на знамена политические и религиозные деятели, исповедующие порой диаметрально противоположные идеи, Мартин Лютер сам удостаивается разных оценок как от своих, так и от наших современников: одни считали его новым апостолом Павлом, другие - просто невротиком. Такие же споры вызывает и его детище: Церковь, родившаяся из противления духу тогда еще не знавшей конкуренции в Европе Римской курии.

Мартин Лютер был реформатором не только вероучения западной ветви христианства. Его идеи дали толчок структурным изменениям всей церковной и общественно-политической жизни Европы.

СТРАХ И ТРЕПЕТ

«Побуждения их были прекрасны, но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания», - такими словами Мартин Лютер вспоминал своих родителей, и особенно своего отца Ганса, бывшего крестьянина, перебравшегося в город и заработавшего там, что называется, уважение в обществе. Он отличался крутым нравом, готовил сына к поприщу ученого и никаких нежных чувств по отношению к нему не допускал, а любая провинность каралась самым жестким образом.

Возможно, именно исключительная строгость родителей и их скупость на любовь к сыну во многом повлияет на восприятие Лютером Бога прежде всего как карающего и наказывающего Творца. Страх станет главным мотивом его религиозных переживаний и действий в первый, дореформационный период жизни. Под действием страха (попав в сильнейшую бурю и дав обещание, в случае спасения, принять «ангельский чин») Лютер, уже будучи магистром свободных искусств, поступает в Августиновский монастырь в Эрфурте. В своем труде «Относительно монашеских обетов» он говорит: «Не по свободной воле или из желания я стал монахом, но укрепленный пережитым мной ужасом и агонией внезапной смерти. Я дал тогда вынужденный, но и необходимый обет».

В обители, прилежно изучая Писания, Лютер не только не обретает успокоения и уверенности в возможности своего спасения, но еще больше отчаивается в том, что может быть прощен. «Грех как всепроникающая сила и порочный принцип, грех как извращение природы, грех как состояние отчуждения от Бога и враждебности Богу беспокоил его как кошмар и доводил до отчаяния», - пишет в своем восьмитомнике «История христианской Церкви» протестантский историк Филипп Шафф. Впрочем, в этой же обители Лютер нашел и утешителя. Им был генеральный викарий августиновских монастырей в Германии Иоганн фон Штаупиц, впоследствии ставший большим покровителем Лютера, но сам, впрочем, так и не принявший Реформацию до конца. Основой его религиозных убеждений, которые он развивает в труде Von der Liebe Gottes («Из любви к Богу»), была уверенность во всепоглощающей любви Господа, которая в свою очередь побуждает человека любить Бога. И дается эта любовь только благодатью Святого Духа. Штаупиц, как писал в своем послании к нему от 17 сентября 1518 года сам Лютер, «первым сделал так, что свет Евангелия засиял в его сердце».

ИЗБРАНИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ

Именно по наставлению Штаупица Лютер принимает священнический сан. Уже будучи в священном сане, он по делам ордена посещает Рим, откуда возвращается очень разочарованным царившими в папской столице нравами. Это был первый кирпичик в основание здания, на котором вырастет протестантизм. Как ученый и богослов Лютер сформировался в Виттенбергском университете, куда поступил через год после римской поездки. В 1515 году Мартин Лютер начинает читать студентам большой цикл лекций на Послание к Римлянам, одну из основополагающих именно для протестантского мировоззрения книг Нового Завета, откуда он в основном и почерпнул учение об оправдании только верою (sola fide). Этот циклпозволяет проследить путь, который проделала мысль Лютера от более или менее традиционных католических взглядов до ясно сформулированного нового богословия.

Здесь же наблюдается и следование Лютера августиновскому взгляду на спасение только волей Божией. Взгляды блаженного Августина сформировались в полемике с пелагианами и были своего рода противоположной их взглядам крайностью, но Лютер поставил эту крайность во главу угла уже своего учения (Римская Церковь все-таки не абсолютизировала этот тезис). «Предопределение и определенность нашего избрания, но не праведность человеческой воли являются причиной нашего спасения. Ибо если люди, имевшие такие преимущества, как эти, не были спасены, а те, кто не имел таких преимуществ - были спасены, то совершенно ясно, что предызбрание, а не их праведность спасают их», - пишет Лютер. Уже здесь Лютер идет несколько дальше Августина, внося в учение о спасении элемент волюнтаризма: «Причина того, что Бог не является несправедливым, заключается в том факте, что Он пожелал так, и это угодно Ему извечно, и Он никому ничего не должен, ибо Его воля и Его Закон». Это начаток будущего лютеранского догмата о предопределении к спасению.

95 ТЕЗИСОВ

Но камнем преткновения в отношениях Лютера с церковными властями стала отнюдь не разница во взглядах, а практикующийся Римом сбор индульгенций.

31 октября 1517 года Лютер прикрепил к дверям замковой церкви Виттенберга 95 тезисов на латинском языке. Он не собирался ни рвать с Римом, ни основывать новую церковь, более того, эти тезисы не отвергали сами индульгенции, а лишь порицали злоупотребления ими. Это был просто призыв к обсуждению проблемы, попытка прийти к разумному компромиссу. Мягкость суждений Лютера об индульгенциях здесь заметна невооруженным глазом. Например, тезис 47 гласит: «Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное, а не принудительное». Более того, 71-й тезис предает анафеме тех, кто в силе индульгенций сомневается: «Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме и проклят».

На беседу об индульгенциях не пришел никто. Зато, как ветром, тезисы разнесло по всей Германии, где посеянные ими семена дали очень серьезные всходы, прежде всего среди знати, недовольной чрезмерными, на их взгляд, поборами Рима, реакция которого, конечно же, не замедлила ждать. Постепенно мировоззрение Лютера приобретало всё более радикальный характер. Уже на Лейпцигском диспуте 1519 года (Церковь все-таки вынуждена была пойти на этот шаг) из его уст прозвучали слова об авторитете в вопросах веры только Священного Писания (sola Scriptura) и о том, что главой Церкви можно считать только Христа, но не папу Римского. Урезонить ретивого монаха не удалось, и церковная власть прибегла к обычной практике - отлучила еретика.

Но повернуть ход истории вспять было уже невозможно, и водоворот событий захватил Германию на долгие годы.

РАВЕНСТВО И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

За такие поступки Лютеру грозил костер, но он имел достаточно последователей, укрывавших его от преследования властей. Власть в Германии была сильно децент­рализована, и курфюрсты вполне могли позволить себе проводить независимую политику. Находясь под укрытием одного из своих покровителей курфюрста Саксонского Фридриха III, Мартин Лютер начинает, наверное, самое важное дело своей жизни - перевод Библии на немецкий язык. Полностью он будет завершен только в 1534 году, а вот Новый Завет на родном для населения империи языке был переведен всего за одиннадцать недель.

Когда Лютер в 1521 году все-­таки предстал по приказу Карла V перед собранием князей и представителей городов в Вормсе, он смело, зная о поддержке некоторой части знати, повторил речь об отрицании власти папы и закончил ее знаменитым «На том стою, и не могу иначе». К тому времени были готовы уже программные труды Лютера, прежде всего «Послание к христианскому дворянству немецкой нации. Об исправлении христианства». В нем утверждалась общность всех христиан - мирян и духовенства, говорилось, что различие между ними может быть лишь в исполняемых функциях, но никак не в благодати. В культовом же плане важна работа «О Вавилонском пленении Церкви». В ней Лютер декларирует необходимость причащения мирян Святой Кровью, а также настаивает на том, что из Писания можно вывести только два Таинства: Крещения и Евхаристии. Социальное устройство общества Лютер тоже полностью пересматривал. Работу «О свободе христианина» можно назвать первым шагом к секуляризации - именно здесь Лютер говорит о необходимости подчинения всей общественной жизни светским властям.

ЛЮТЕРАНЕ В РОССИИ

В России лютеранское присутствие стало заметным на рубеже XVI–XVII веков. В основном это были этнические (немецкие, шведские) общины. Первый лютеранский храм появился в Москве при Иване Грозном, который относился к этой конфессии вполне терпимо. Лютеране пытались даже обратить царя в свою веру, но безуспешно. В допетровскую эпоху положение лютеран в России оставалось в целом стабильным: проповедь была запрещена, в некоторые периоды под страхом смертной казни, но принудительного обращения в православие цари не проводили. Однако влияние лютеранства было ощутимо, и властям даже пришлось запретить в 1627 году издание «Катехизиса», в котором усмотрели влияние протестантского учения. С воцарением Петра I наступает новый этап бытования лютеранства в России, особенно после Северной войны, когда к России были присоединены Ингерманландия, Лифляндия и Эстляндия: их население по преимуществу было лютеранским. Все 200 лет существования Российской империи немалую часть аристократической верхушки составляли выходцы из лютеранства, в их числе были и члены императорской фамилии. Немцами-лютеранами активно осваивалось Поволжье. Однако проповедь была по-прежнему запрещена, поэтому неудивительно, что русских по происхождению лютеран насчитывалось совсем мало. Закон о свободе вероисповедания не успел исправить этот этнический перекос, так как грянувшая вскоре Октябрьская революция поставила крест не только на русском, но и на всем российском лютеранстве. Уже в 1937 году в Советской России не осталось ни одного лютеранского прихода, пасторы были репрессированы. Оставшиеся на свободе верующие собирались подпольно. Только в 1940 году, с присоединением­ Латвии и Эстонии к СССР, ситуация несколько­ измени­лась. Но массово лютеранские приходы начали вновь регистрироваться в России лишь во время перестройки.

Легшие на благодатную почву взгляды Лютера стали, к сожалению, катализатором многих междоусобиц и войн. Шпейерский рейхстаг 1526 года положил начало секуляризации немецкого общества, а уже через три года попытка некоторых курфюрстов ввести запрет на лютеранство вызвала столь мощный протест других, что привела к затяжной конфессиональной междоусобице, прерванной лишь в 1555 году подписанием Аугсбургского мирного договора. Именно тогда сторонников Лютера и стали называть впервые протестантами; сам Лютер этого слова не любил, предпочитая ему название «евангельские христиане». Расплывчатость формулировок Аугсбургского мирного договора послужила в 1618 году причиной еще одной войны, Тридцатилетней - одного из самых кровопролитных конфликтов в истории Европы (не считая мировых войн). Германия потеряла в этой войне около трети населения.


ЛЮТЕРАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

У нас есть приходы двух лютеранских деноминаций. В юрисдикции Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) - 28 приходов и Теологический институт в деревне Колбино Всеволжского района. Кафедральным является собор Святой Марии на Большой Конюшенной. Союз Евангелическо-лютеранских церквей (ЕЛЦ) представлен двумя общинами: церквей апостола Петра (Петрикирхе) на Невском, 22–24, и святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова. ЕЛЦ имеет свою Теологическую семинарию в деревне Новосаратовка. Также при Генеральном консульстве Швеции дей- ствует шведский люте­ранский приход святой Екатерины (Малая Конюшенная ул.).


ПОСЛЕ ЛЮТЕРА

Сам основатель нового течения в христианстве был лишь теоретиком, претворение в жизнь его взгля­дов происходило уже без его непосредственного участия. Лютер активно занимался развитием богословской мысли, но и здесь вперед (если не на первый план, то хотя бы наравне с самим Лютером) выдвигается фигура его сподвижника, крупного теоретика и систематизатора лютеранского богословия Филиппа Меланхтона. Его перу принадлежит первый вероисповедательный документлютеран - «Аугсбургское вероисповедание» (1530), которым по сей день руководствуются все лютеранские церкви.

С именем Меланхтона была связана надежда на то, что Западное христианство в своем лютеранском варианте воссоединится с православным Востоком. Потеряв надежду на примирение с Римом, Меланхтон, уже будучи предводителем лютеран после смерти самого Лютера, в 1560 году начал переписку с Константинополем о восстановлении церковного общения. Инициатива провалилась: слишком велики были разногласия по многим существенным вероучительным вопросам. Например, православных никак не могло устроить исповедуемое лютеранами Filioque. Лютеранству было суждено стать отдельной христианской конфессией.

Cначала XX-го века протестантизм переживает заметную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Кальвин и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение “чистоты веры” (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Предстоятели католической церкви пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь стала более походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же, в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие. Так например в 1378 году церковная власть оказалась поделенной между двумя папами - Урбаном IV и Климентом VII, каждый из которых утверждал о законности своего избрания и требовал беспрекословного подчинения себе. Верующие люди чувствовали себя оскорбленными, т.к. для них понятие церковной жизни тесно связано с институтом “папства.” Как считают католики, “папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в церкви” (первый - это присутствие в таинстве причащения), его устами якобы глаголет Сам Христос. Сложившаяся ситуация выявила несостоятельность католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости прекращения раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

История лютеранского движения.

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти.

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию - протест против решения 2-го Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название “протестанты.” В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов - всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Основная цель, которую преследовал Лютер, вступив в борьбу с Римом, - это возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной цели.

Одним из главных элементов вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: “Человек вполне пассивно относится к своему обращению, а лишь переносит, что делает с ним Бог. Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения.” Особенностью этой веры является то, что человек верит и не сомневается в том, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует - он свят, благочестив, оправдан и есть дитя Божие.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу.

Мартин Лютер

А духовное священство - принадлежность христиан. “Все мы священники, т.е. все мы дети Христа... Все мы через крещение делаемся священниками.” Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от института церковной иерархии как людей, особо наделяемых благодатью, сохраняющих ее и имеющих особое право на передачу ее через рукоположение.

Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей того времени, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе. После отмены в России крепостного права начинается обращение в протестантизм русских, украинцев, представителей других народов Российской Империи.

Вскоре после своего появления Лютеранство или Протестантизм стал дробиться на множество сект. Эти секты теперь наводнили весь мир, включая и Россию, благодаря своим агрессивным методам пропаганды.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд!

Протестантство или протестантизм – это одно из 3-х главных направлений христианства. Пользуется огромной популярностью во многих странах мира наравне с католицизмом и православием. Представляет собой совокупность церковных союзов, деноминаций и независимых церквей. Возникло протестантство в первой половине XVI века как оппозиционное движение Римско-католической церкви. Данное преобразование церковных устоев и стремление вернуть веру к апостольскому христианству вошло в историю как Реформация.

Лидером религиозной революции стал христианский богослов Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 году он публично осудил погрязший в грехе католицизм и изложил свои взгляды в 95 тезисах. Главными в них было 3 постулата:

1. Душа человека может быть спасена через Писание. Для постижения Бога нужно лишь внимательно читать Библию. Каждый в состоянии её понять без посторонней помощи. А раз так, то церковь и священники не должны существовать как институт. Любой член общины способен сам исполнять обязанности духовного лица. А судить всех может лишь один Бог. Поэтому ни церковная власть, ни церковные суды не нужны.

2. Душа человека может быть спасена через веру. Нет никакой надобности в пышных церковных ритуалах. Количество церковных таинств необходимо сократить до 3-х: крещение, исповедь, причастие. Целибат (обет безбрачия) нужно отменить. Службы должны вестись не на латинском языке, а на местном, чтобы прихожане понимали, о чём идёт речь и могли приобщиться к вере без священников.

3. Душа человека может быть спасена через милость. Церковь не имеет никаких прав давать отпущение грехов. Судить и прощать может только Бог. А по грехам каждому воздаётся только после его смерти. А вот индульгенции не имеют никаких прав отпускать грехи, поэтому их необходимо упразднить.

Но данные установки созрели в голове Мартина Лютера не просто так и не в один день. Этому предшествовал целый ряд событий, которые выставили Римско-католическую церковь не в лучшем свете. Основополагающим же здесь была продажа индульгенций. Именно она и стала тем катализатором, благодаря которому пошёл процесс Реформации, и возникло протестантство.

А началось всё при римском папе Юлии II (1503-1513). Этот человек обладал непомерными амбициями и задумал построить в Риме роскошный храм огромных размеров (базилика Святого Петра). Тем самым он хотел прославить себя и продемонстрировать всему миру мощь Папского государства. Он заложил первый камень в основание будущего храма 18 апреля 1506 года.

После смерти понтифика строительные работы продолжились при папе Льве X (1513-1521). Однако стройка была величайшая, а поэтому требовала огромных денежных вливаний. И кто мог дать такие суммы? В первую очередь паства, с которой собирали деньги по всей Европе. Также весомым источником доходов был динарий святого Петра. Это ежегодные выплаты в казну папы, которую платили католические страны. Но всё равно средств не хватало. И тогда предприимчивые отцы церкви решили продавать индульгенции.

Индульгенция – освобождение от наказания за грех, чаще всего постом. После исповеди и покаяния верующему давалась грамота с подписью папы или другого церковного иерарха. Также индульгенции выдавали за паломничество, участие в крестовом походе, постройку церкви или часовни. Практиковалось такое много лет, но никому и в голову не приходило брать за это деньги. И вот церковь решила заменить благие дела денежным эквивалентом, и индульгенциями стали торговать.

Их выпустили огромным тиражом, и возник самостоятельный рынок с покупкой и перепродажей. Те, кто распространял эти папские грамоты, обещали покупателям отпущение любых грехов, и не только прошлых, но и будущих без всякого покаяния на 1000 лет. Гарантировалось место в раю и для покупателя, и для всех его будущих родственников. Папа и другие отцы церкви ничего не делали, чтобы пресечь порочную практику, так как деньги рекой текли в Рим.

Лихорадка, связанная с индульгенциями, охватила все страны Европы, в том числе и Германию. При этом нашлось немало служителей церкви, которые начали возмущаться такой вакханалией. Среди них был и Мартин Лютер. Он преподавал в Виттенбергском университете богословие и имел степень доктора теологии. Помимо этого, он проповедовал в церкви и являлся смотрителем 11 монастырей.

Мартин Лютер прибивает на ворота церкви текст с тезисами

Это был разносторонне образованный и думающий человек, ищущий свою дорогу к Богу. Он прекрасно знал об алчности и развращённости римско-католического клира, но молчал до поры до времени. Индульгенции же стали последней каплей. Мартин Лютер понял, что больше не может молчать, и 31 октября 1517 года он вывесил на воротах церкви в Виттенберге текс с 95 тезисами. Указанная дата считается началом Реформации.

В своих тезисах доктор теологии не только критиковал практику продажи индульгенций, но и выражал несогласие с основами существующего католицизма. То есть покушался на основные догмы, благодаря которым ела, пила, развратничала и купалась в роскоши церковная элита.

Помимо этого, Лютер отправил письма с тезисами архиепископу Майнцскому и епископу Бранденбургскому. В них теолог утверждал, что торговля индульгенциями противоречит духу христианства, а сама католическая церковь погрязла в грехе. Не дождавшись ответов от людей столь высокого сана, Мартин разослал письма церковным иерархам Германии и светским князьям.

Надо сказать, что тезисы Лютера светской власти понравились. Князья не хотели, чтобы их деньги утекали в Рим. К тому же все они были прекрасно осведомлены о коррумпированной и погрязшей в политических интригах папской власти. Иерархи жили в роскоши, при этом не скрывали своих любовниц и незаконнорожденных детей. В церкви должности покупались и продавались. Очень часто на них пристраивали родственников, а те плохо знали латынь и не умели говорить проповеди.

Поэтому тезисы Мартина Лютера очень быстро распространились среди образованных людей и нашли в их душах горячий отклик. Со временем тезисы оказались в каждом доме, где люди умели читать. А высокие церковные чины забеспокоились, так как по их понятиям тезисы представляли собой ересь.

Вскоре пришло письмо от папы. Он настоятельно требовал, чтобы Лютер явился в Рим для беседы. Но доктор теологии туда не поехал, опасаясь пыток и костра. Вместо этого он выступил на богословских диспутах в Аугсбурге. На них присутствовал папский представитель, и он во всеуслышание объявил Мартина еретиком.

В октябре 1520 года папа Лев X издал буллу, по которой Лютера отлучили от церкви . Это была страшная кара по тем временам. Отлучённый оказывался вне закона. Любой мог его избить, ограбить, убить. Но Мартин публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу, а самого понтифика и его иерархов отлучил от христианской общины.

Дерзость была неслыханная, и папа попросил вмешаться императора Священной Риской империи Карла V. Тот в 1521 году вызвал бунтовщика на Вормсский рейхстаг. Но и перед императором Мартин Лютер не отрёкся от своих взглядов. Его не арестовали, так как на руках у доктора теологии была императорская охранная грамота.

Мартин Лютер и Карл V на Вормсском рейхстаге

Поэтому сторонник реформ уехал, но император тут же издал указ, объявивший Лютера еретиком. Сочувствующие реформатору люди имитировали его похищение и тайно переправили в замок Вартбург. Почти год Мартин жил там под именем дворянина Георга. Многие даже начали считать, что его убили.

Но нет, доктор теологии был жив и здоров. Он много работал, и это время оказалось очень плодотворным для возникновения протестантства. Лютер перевёл на немецкий язык Библию, и теперь любой немец, умевший читать, мог ознакомиться с Ветхим и Новым Заветами. Продолжил распространение сочинения о спасении души. В нём теолог утверждал, что ни душа, ни Бог не нуждаются в папе и прелатах, в пышных богослужениях и грамотах с печатью Святого престола.

А в Европе начали появляться последователи реформатора. Причём они были отнюдь не безобидными гражданами. Восставшие крестьяне стали громить монастыри, а представители светской власти захватывать церковные земли. В 1563 году, уже после смерти Мартина Лютера, состоялся Тридентский собор. На нём католическая церковь осудила торговлю индульгенциями. Однако Реформация уже набрала обороты.

Вот как возникло протестантство. И на протяжении почти 200 лет представители его различных течений сражались за свои убеждения с католиками. Однако в отличии от других еретических течений протестанты не были поголовно убиты и сожжены на кострах. Протестантизм утвердился в Европе, а затем его представители основали первые колонии в США.

Официально Реформация закончилась в 1648 году. Но приведённая дата чисто условная. Стычки между католиками и протестантами продолжались и позже, просто уже не носили масштабного характера. В конце концов протестантство выстояло и во многом изменило мир, дополнив его рациональной и прагматичной жизненной философией некатолической конфессии .