Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий.

Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.

Данная картотека включает в себя игровые упражнения простые по содержанию, хорошо знакомые детям на различные группы мышц содержат элементы корригирующей гимнастики, психогимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Продолжительность игровых оздоровительных упражнений для детей старшего дошкольного возраста не более 10 минут.

Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а так же развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, анализа, синтеза, глазо – двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.

Гимнастика для глаз

Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Голова все время находится в фиксированном положении.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Закрывают глаза ладонями.

Все больного навещают,
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушенной земляникой.

Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево.
Смотрит носик вверх и вниз.
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«Зайка»

Каждый ребенок берет зайчика в руки или любой предмет

Зайка вправо поскакал,
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!

Комплексы коррекционных упражнений

Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно–моторной координации.

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы¬тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно¬временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши’ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.

«Пингвины на льдинах»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.

Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

Скачать полный материал

Авторы:
Меркулова Наталья Геннадьевна,
Бакулина Маргарита Анатольевна,
Мелентьева Лариса Валентиновна,
Пермякова Александра Алексеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти,
г. Тольятти, Самарская область

Страница 1 из 3

На 4-м году жизни здорового ребенка имеются возможности для развития более точного выполнения движений. Ребенок охот-но подчиняется ритму движения, становится более самостоятель-ным в практической деятельности. Он не боится спрыгнуть с вы-соты 30-40 см, в длину прыгает на 60 см и без страха взбирается по лестнице, особенно если уже был к этому подго-товлен. Задача родителей — развивать у ребенка ловкость и бы-строту реакции, вырабатывать у него правильную осанку и легкую, красивую походку. В этом возрасте уместно начать (в игровой форме) обучение ходьбе на лыжах и плаванию.

На 5-м году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные про-стые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и бе-ге и, чтобы не отстать в развитии, нуждается во все более слож-ных заданиях.

На 6-м году жизни ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его нужно подготовить не только умственно, но и физически к школьному образу жизни, к сосре-доточенной работе. Его двигательные способности, если их разви-тие сознательно направлялось родителями, уже достаточно вели-ки. Ребенок, не испытывая затруднений, быстро бегает, прыгает в длину на 100 см и в высоту на 50 см; у него относительно силь-ные ноги и руки, он не так быстро устает. Во время игры ребе-нок ведет себя честно, не пытается добиться победы обманным путем, признавая превосходство взрослых или старших братьев и сестер. Он уже выработал правильную осанку; умеет преодолевать страх в необычных положениях; ловок, изобретателен в дви-жении и дисциплинирован; умеет слушать музыку и двигаться ей в такт.

Но чтобы ребенок всего этого достиг, следует в течение до-школьного периода систематически направлять его двигательную деятельность, ключ к которой (особенно если ребенок не посеща-ет детский сад) есть только у родителей. Из числа предлагаемых упражнений родители выбирают те, которые они могут использо-вать в условиях семейной среды с учетом уровня развития, тем-перамента, способностей и интересов ребенка. Некоторые упраж-нения, рекомендуемые для занятий в домашних условиях, изображены на рисунках 1-4.

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения требуют тщательного выбора. Нельзя, к примеру, включать их в занятия в той последователь-ности, в какой они приведены ниже. Тогда мы не смогли бы обес-печить ребенку полноценную тренировку, поскольку упражнения расположены с учетом их воздействия на отдельные мышечные группы, как говорится, «от головы до пят». Для занятия следует выбрать 1-2 упражнения для укрепления плечевого пояса (шеи, плеч, предплечий, рук), туловища (мышц спины, груди и живота) и тазобедренной области (мышц таза, бедер, ступней). Низкое ис-ходное положение (сидя, стоя на коленях, лежа) более целесооб-разно при выполнении оздоровительных упражнений, так как при этом у ребенка сохраняются правильные изгибы позвоночника. В положении стоя ребенок может согнуться по-разному, поэтому упражнение не всегда выполняется правильно. Прежде чем при-ступать к оздоровительным упражнениям, ребенку рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к по-лу, двери, стене, — тогда во время выполнения упражнений он сможет сохранять правильное положение головы, спины, таза.

Основой являются оздоровительные упражнения для младшего возраста, поэтому ребенок предварительно должен их освоить и часто повторять по требованию родителей. Дети более старшего возраста с удовольствием будут стараться выполнить перечисленные ниже игры и упражнения на занятиях физического воспитания.

Птичка. Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает ру-ки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помо-гает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребе-нок выполняет прыжки на месте.

Подсвечник. Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. За-тем сгибает руки в локтях; при этом предплечья направлены вер-тикально вверх, а локти отведены как можно больше назад. Вра-щение туловища поочередно вправо и влево.

Дирижер. Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на «раз» всегда показывайте вниз (сильная доля), на «два» — всегда вверх (слабая доля). Выполняйте упражнения стоя, на ко-ленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


Рис. 4

Посмотри на носки! Ребенок лежит на спине, вытянув пря-мые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует по-ложение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижимать-ся к подстилке. Спустя 1-2 секунды ребенок медленно опускает голо-ву на пол и затем постепенно опускает носки. Повторить 6 раз.

Часы. В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ре-бенок покачивает головой вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Кто сумеет? Лежа на спине, ребенок пытается сесть без по-мощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За-тем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опус-кая лицо на колени и руками дотягиваясь до носков.

Ноги за голову! Из положения сидя ноги врозь ребенок пере-ходит в положение лежа, затем поднимает ноги вверх и стремит-ся коснуться носками пола за головой. Махом ног ребенок воз-вращается в исходное положение, спина прямая. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перевернулся назад: выполнение кувыр-ка назад в дошкольном возрасте недопустимо. Упражнение повто-рить 4 раза.

Ножницы. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см над полом и выполняет напряженно выпрямленными нога-ми скрестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрос-лый придерживает ребенка за плечи и прижимает его к полу. Уп-ражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) — еще б раз.

Окошко. Ребенок в положении сидя соединяет руки, образуя «окошко», через которое поочередно просовывает то одну, то дру-гую ногу. «Окошко» не должно «разорваться». Упражнение по-вторить до четырех раз.

Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый следит за тем, чтобы осанка была правильной.

На носки — на пятки. Ребенок чередует стойку на носках вы-тянувшись со стойкой на пятках.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок поднимает руки вверх (вдох) и затем движением рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с ин-тенсивным дыханием.

Вытянуться — свернуться. В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка, поз-воляя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется впе-ред, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под ко-ленями.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибается; потом наклоняет голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно на-пряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

Собирание предметов. Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной, за-тем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы.

Большие и маленькие. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

Самолет планирует. В положении сидя ноги скрестно ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо, вле-во, касаясь рукой земли. Взрослый придерживает ребенка сзади за плечи и следит за тем, чтобы наклон в сторону не перешел в наклон вперед.

Небо — земля. Ребенок, стоя на коленях, прогибается назад, потом выполняет наклон вперед и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить упражне-ние, повторяя в положении стоя.

Собачка такса. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показы-вает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение вы-полнять босиком.

Марионетка. Освоив расслабление тела в положении лежа на спине (при правильном расслаблении пассивное движение перехо-дит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка пока-чивается, как у тряпичной куклы), следует осваивать расслабле-ние, лежа на животе, а также из приседа, положения стоя и стоя на коленях. Взрослый демонстрирует свободное сползание на пол, чтобы ребенку было понятно выполнение упражнения, показыва-ет ему марионетку.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Оздоровительные игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной функции они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактики нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние психологического комфорта.

В результате использование оздоровительных игр, мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, правильной осанки, ловкости и смелости.

Организация оздоровительных игр не требует специальной подготовки площадки или особого оборудования. Игры могут проводиться, как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить их уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьировать от одного до двух минут. Общая длительность игр - в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал. Игры, не должны часто повторяться, чтобы дети не потеряли к ним интерес. Поэтому в «арсенале» педагога должно быть много игр. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

Используемые игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.

В работе с детьми дошкольного возраста могут использоваться оздоровительные игры:

Игры, которые лечат при болезнях носа и горла. (ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)

При заболеваниях верхних дыхательных путей не обходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения. При проведении игр с детьми не обходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.

Игры на дыхание: «Задуй свечу », «Насос», «Не урони шарик» и. т. д

Игры по методу «Расскажи стихи руками»: «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и. т. д.

Подвижные игры: «Пузырь», «Совушка - сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый громкий? » (звучно произносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по правой ноздре.)

Игры на формирование правильной осанки .

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка.

В задачи игр входят укрепление опорно - двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке парильной осанки помогает игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! », «Не сутулься! »- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается.

Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки.

Игры: «Зоопарк» - дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а «экскурсанты» отгадывают зверя. «Мастер мяча» - дети выполняют разные виды заданий с мячом «Живое кольцо» - упражнение с веревкой. «Длинная скакалка» - дети забегают по вертящуюся длинную скакалку. «Большие ноги идут по дороге», «Ласточка», «Разбей цепь», «Регулировщик», «Море волнуется», «Мыши в кладовой». и. т. д.

Игры, направленные на исправление плоскостопия . Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно - мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков».

Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены». При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги, » «Бегущая скакалка», «Заяц, елочки и мороз», «Донеси, не урони» (пальцами ног, «Гуси - лебеди», «Поймай комара», «Самый стойкий» и. т. д.

Игры на преодоление ожирение у ребенка.

Ожирение у детей - очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, к зарядке, спорту.

Подвижные игры при этом заболевании проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой. Для снижения веса ребенка можно поиграть в следующие игры: «Рак и воробей», «Стройные елочки», «Кот и воробушки», «Попрыгунчики», «Самый быстрый», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Салочки», «Веселые котята», «Зайцы и Лиса», «Поймай белочку», «Перелет птиц» и. т. д.

Игры на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний (аллергоз, бронхит, ОРЗ и бронхиальная астма.) При таких заболевания необходимо укреплять мышцы грудной клетки, пояса, верхних конечностей, развивать ритмическое дыхание с углубленным спокойным выдохом, дозированный бег.

Игры «Совушка - сова», «Петушок», «Золотая осень» полезны и для этой группы болезней. Кроме этого полезны игры: «Учение пожарных», «Идет коза по лесу», «Вперед быстрей иди, только не беги», «Поезд», «Подпрыгни и подуй», «Самый сильный ветер».

Игры и упражнения для глаз, которые помогают укрепить мышцы глаз. Задания выполнять без движения головой.

«Ладошки» - закрывания ладонями глаза на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.

«Филин» - ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.

«Далеко-близко» - игра, во время которой ребенок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.

«Листья» - следить взглядом за падающими листьями с неподвижной головой.

«Солнышко» - повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз).

Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры воспитатели могут проводить во время всех без исключения режимных моментов. Таким образом, процесс оздоровления детей проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий.

Золотая осень

Цель игры: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшения функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.

Ход игры

Дети стоят широким кругом. Ведущий четко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит:
«Осенью клубятся большие тучи» (кругообразные движения руками перед телом ), «моросит дождик – кап-кап…» (потряхивание кистями рук ).
«Все реже показывается солнышко» (
поднимание полусогнутых рук вверх ), улыбка ( изображение солнышка ), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики ).
«Опадают листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья.
«Шумит ветер в лесу»: глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра – «шшш…»
«На поля ложатся туманы»: поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном – изобразить, как стелются туманы.
«Птицы собираются в стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (
изображая караваны гусей ), клиньями ( как строятся журавлиные стаи ), врассыпную ( будто стайки чижей ).
«Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей». Подражание этим звукам.
«Улетают птицы в теплые края». Медленный бег по площадке, затем по знаку инструктора остановка.
«А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят». Дети строятся в колонну по одному, ходят под счет руководителя, под музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание губ. Невнимательные дети «платят штраф» – после игры выполняют разные задания руководителя.
Вариант игры : на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть («клюв») вперед.

Кондусова Наталия
Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ

Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ.

Главная задача нашего дошкольного учреждения - сохранение и укрепление здоровья детей.

Вопросы физкультурно-оздоровитетельной работы в ДОУ на сегодня являются актуальными. По данным Минздрава России уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. 1 место- болезни органов дыхания, 2 – пищеварения, 3 – инфекционные заболевания, 4 и далее - болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, костно-мышечные патологии.

При поступлении в детский сад значительное число детей от 20 до 50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Не все родители в наше время имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места, необходимое оборудование для полноценного физического развития.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Появившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, психического и речевого развития, говорит нам о необходимости изменить эту ситуацию. Отсюда,можно предположить, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему Проведение оздоровительных игр не требует специальной площадки или особого оборудования. Эти игры проводятся в целях восстановления у детей комфортного психологического состояния. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

В оздоровительной работе с детьми мною используются:

Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка,печени,почек.

В задачи игр входят:

Укрепление опорно-двигательного аппарата,

Усиление мышечного «корсета» позвоночника,

Улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Игры и упражнения::

«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».

«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.

Игры на преодоление ожирения. При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.

Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».

Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний.

Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.

Игры и упражнения:«Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».

Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Плоскостопие, как правило, встречается у слабых, физически плохо развитых детей. При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.

Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги», «Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий», «Поймай комара»,«Эстафета с палочкой», ходьба по ребристой доске,упражнения с мячом, с гимнастической палкой и другие.

Игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний. При ф щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т. д.

Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся». «Казаки-разбойники», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Поймай мяч», «Кто дальше бросит».

Кроме этого я хотела бы отдельно выделить упражнения с мячами-фитболами.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы многих специалистов Европы.

е рефлексы.

Мяч многофункционален и может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах могут иметь различную направленность:

Для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

Для укрепления мышц брюшного пресса;

Для укрепления мышц спины и таза;

Для укрепления мышц ног и свода стопы;

Для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

Для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

Для формирования осанки;

Для развития ловкости и координации движений;

Для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то занятия по фитбол-гимнастике проводятся в игровой форме и с использованием подвижных игр.

Общие требования проведения оздоровительных игр:

Необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;

Продолжительность одной игры - до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;

Оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;

Зрослый сам должен «включиться» в игру;

Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.

Критериями усталости организма являются следующие признаки:

а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;

б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;

Для снижения нагрузки необходимо:

Уменьшить время НОД;

Уменьшить число повторений, одной и той же игры;

Упрость сюжет игры;

Включить более частое число пауз (отдыха и дыхательных упражнений);

И в заключение, я хотела бы подчеркнуть- ценность игровых форм оздоровления, которые позволяют дать физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня.

Результатом целенаправленной физкультурно – оздоровительной работы является стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников, хороший уровень физической подготовленности выпускников, которые продолжают свою спортивную деятельность в городских спортивных секциях.

Публикации по теме:

Цель: развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, формирования пространственных и временных.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Мастер - класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.

Надежда Борисова
Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников

Игра – единственная и самая любимая деятельность ребенка. Игра позволяет удовлетворить потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получения новых ощущений, самоуверенности. В игре у детей проявляется инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников.

Оздоровительно развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя доступный оздоровительный эффект , получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры дополнительную обучающую ситуацию и помогают детям освоить те или иные виды действий, которые с трудом осваивались на занятиях., на занятиях ЛФК.

Помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.

Оздоровительно-развивающие игры делятся на три группы : соревновательные, кооперативные и несоревновательные.

Соревновательные игры (СИ) связаны с соревнованием, состязанием.

Цель – выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные : с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях, с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях . Победитель должен знать что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, сильный, выносливый, но и потому, что были другие, которые проиграли. А проигравший доложен знать, что тот, кто учиться проигрывать , - побеждает.

Кооперативные игры (КИ) игры сотрудничества , в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитываются не личные достижения, а командные или достижения всех участников, объединенные в единую команду.

Цель – взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).

Кооперативные исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья. Они носят название «совместные игры » , «игры друг с другом – друг против друга» , «творческие игры » , «игры доверия » , «новые игры » .

Основные принципы, на которых строятся кооперативные игры :

Все побеждают, и никто не проигрывает ;

Играя помогают друг другу в достижении общей цели;

Все участники должны получать удовольствие от игры , вместе веселиться :

Участники никогда не исключаются из игры ;

В игре принимают участие все желающие с разным уровнем состояния здоровья (дети всех групп здоровья) .

Кооперативные игры направлены на развитие двигательной сферы детей.

Несоревновательные игры (НИ) игры в которых отсутствует разделение участников на команды. В этих играх поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности. Дети получают большое удовлетворение от этих игр.

Цель – получить удовольствие от самого процесса игры . В играх могут участвовать дети с разным уровнем физического развития.

Оздоровительно – развивающие игры можно проводить как целое занятие, как часть занятия.

Оздоровительно-развивающие игры способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, развитию уверенности детей в собственных сила, формируются и развиваются такие психические качества как эмоции, чувства, воображение, память, интеллект и др. Главное, что дети получают уверенность в своих силах, бодрое и жизнерадостное настроение.

Существует несколько видов оздоровительно -развивающих игр для детей с различной физической нагрузкой : игры , которые нравятся дошкольникам , оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии , нарушении осанки, часто болеющих детей и т. д.

Предлагаю игру :

Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии .

Цель – закреплять навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных и. п. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.

Дружные пальчики.

Соревновательная игра.

Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обруч.

Участники делятся на две команды. Для каждой команды 2-3 обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1-2м разложены 4 лоточка с 10 карандашами. По сигналу педагога игроки берут пальцами спот каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Выигрывает команда , игроки которой первыми завершают перенос карандашей. (индивидуальный вариант игры : все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слава от которого лежат по 8-10 карандашей. По сигналу надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, который затратил меньше времени).

Кооперативная игра.

Цель. Быстро переложить карандаши совместными действиями.

Инвентарь. Деревянные карандаши.

Содержание игры . Все дети делятся на две пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого расположены по 6-8 палочек. По сигналу ведущего надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток. Если пара быстро справляется с заданием, они помогают соседям. Игра заканчивается, когда все палочки положены в лотки.

Несоревновательная игра.

Цель. Удержать и не потерять шарф.

Инвентарь Шарф.

Содержание. Участники парами, держась за руки, выстраиваются перед извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по направлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф, то же у детей, стоящих слева. По сигналу дети идут по канатному мосту над пропастью, а для того чтобы не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарф из пальцев стопы. Спустившись с моста, скручивают его соответственно в правую и левую стороны. В результате, когда последний участник проходит над пропастью, дети образуют два больших круга. Игра способствует развитию заботы о другом человеке.