Марина Сотпа
Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка»

Проблема;Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком , затрудняются свободно вести разговор на русском языке . Поэтому нужно особое внимание обратить работе по развитию речи .

Актуальность выбранной темы

Внедрение ФГОС

Глубокое изучение русского языка

Изучение опыта коллег

Цель работы : создание системы занятий по развитию речи , позволяющей исправить нарушения речи , обогатить речь.

Задачи :

Изучение передового педагогического опыта по работе над развитием речи .

Разработка серии занятий по развитию речи в начальных классах .

Создание дидактических материалов, направленных на развитие речи учащихся

– основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития .

Работа по развитию речи состоит из трёх частей :

1) Обогащение словарного запаса учащихся.

2) Развитие навыков построения словосочетаний и предложений с употреблением изученных грамматических и лексических форм.

3) Развитие навыков связной речи .

Обогащению словарного запаса содействуют словарные упражнения. Нужно формировать у учащихся умение видеть, опознавать незнакомые слова, выяснить их значения, пользуясь словарями, подбором синонимов. Объяснение слов можно сопровождать рисунками, наглядностями.

Обогащению словарного запаса способствует подбор слов на определенную тему.

1. Записать слова, обозначающие положительные и отрицательные качества своего друга, подруги.

2. Какие слова вы употребляете, рассказывая о лете в нашем селе?

Коммуникация + сотрудничество =

активное обучение) командная работа

Коммуникация это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Сотрудничество- это способность работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия) .

Активное обучение

это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных , управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. (В. Н. Кругликов) .

Командная работа это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. (Тимергалиева М. М.) .

Урок без использования

командной работы :

учитель - источник знаний; акцент : учитель – учебный материал;

только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;

учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;

основан на конкуренции и соперничестве учеников;

каждый ребенок отвечает самостоятельно;

есть возможность у ученика «спрятаться» , остаться невидимкой;

общение и коммуникация реализуются не в полной мере.

Урок на основе командной работы

учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде : акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;

эксперт – каждый ребенок, т. к. является для других учеников источником знаний;

вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально;

предполагает сотрудничество;

каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха;

работает каждый ученик;

способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Командная работа (интерактивное обучение)

Учитель – ученик

Две составляющие окружающей среды образования :

Социальная среда

Физическая среда

Развитию речи способствует и анализ лексических значений средств языка .

Дается задание, чтобы ученики сравнили ответы своих товарищей. Почему один ученик получил «5» , а другой - «2» ? Как вы думаете, от чего точность такой речи зависит ?

Задания по развитию построения навыков , построения словосочетаний и предложений могут быть различными.

– Творческое списывание (вставка вместо точек пропущенных слов, которые даются в начальной форме, распространение предложений с помощью вопросов, дописывание предложений).

– Самостоятельное составление предложений по опорным словам, по схеме.

– Составление предложений по открыткам.

– Словесное описание нарисованного.

– Составление текста по опорным словам.

Например : после посещения национального музея, учащимся было дано задание : описать одну из комнат музея.

Сначала ученики вспомнили названия экспонатов, написали слова, нужные для описания, а потом описали наиболее запомнившийся зал.

Развитию речи способствуют уроки , проведенные на материале связного текста. Для этого нужно провести уроки, например, по теме «Птицам нужна помощь» .

Перед изучением этой темы учащимся дается задание на дом : пронаблюдать и описать небольшой зимний пейзаж, например, какие птицы остались зимовать и т. д.

Темой высказывания этого урока будет «Наступление зимы» . Оборудование – картинки птиц, кормушка Если названия птиц детям незнакомы, записываются в словарики.

Потом ученики вспоминают стихи об зиме,о птицах. На дом дается задание, чтобы ребята написали минсочинение на тему : «Птицы-наши друзья» .

Тема «Зима» продолжается и на следующем уроке. Дается задание детям, чтобы один ряд написал о солнечном дне, другой ряд описал пасмурный день. На доске пишутся опорные слова, ученики выбирают оттуда нужные выражения.

Таким образом, подряд на нескольких уроках можно говорить о зиме.

Развитию диалогической речи будут способствовать составление диалогов. на темы. Для составления таких диалогов заранее даются опорные

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Работая учителем в начальных классах, я стараюсь развивать у детей способность выражать свои мысли ярко, образно, лаконично. И чем раньше мы начинаем работу в этом направлении, тем лучше идет процесс развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь развивая речь , приобщая их к художественному слову, мы учим их добру, нравственности, осмыслению жизненных ценностей, и тем самым способствуем развитию гармоничной личности. Логически четкая образная речь ученика – показатель его умственного развития . В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка : «Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека».

Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках, в общении между собою, на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи , соблюдением норм литературного языка , часто слышим споры о языке . Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления .

Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед начальной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень не простая.

На первоначальном этапе формирования связной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребёнка . Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно : придумать несколько однокоренных слов, срифмовать слова, позже, перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестник словотворчества) ; составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берём, например, сказку и решаем вместе с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо , а кому телеграмму. Обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

Работая с ребятами, я убедилась в том, что если предложить им что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные приёмы обучения письменной речи . Одним из таких приёмов является работа с дидактическими модулями.

В модуле «Слово» -слово рассматривается с точки зрения разных разделов языкознания : фонетики, морфемики, морфологии, словообразования, лексики.

Предложение, как единицу речи мы характеризуем по количеству грамматических основ, по интонации, цели высказывания, наличию главных членов предложения, второстепенных.

Знакомимся с понятием «Текст» , с делением его на микротемы, с цепной и параллельной связью предложений в тексте, что помогает детям успешно писать сочинения и изложения.

Такой методический инструментарий позволяет выйти на технологическую карту, как проект учебного процесса, который отражает нашу деятельность. Но у нас с ребятами появляется потребность в четвертом модуле «Словотворчество» , где составляем загадки, пишем сказочные истории, сочиняем стихи, пишем выступления, доклады. И работаем на протяжении всего учебного процесса. Загадки и сказки появляются уже в 1-м классе, поэтами начинают чувствовать себя со 2-го класса, а в 3и 4-м классах выступают с докладами.

Любая творческая работа предусматривает результат. Но мало иметь результат, его нужно применять на практике, в жизни.

Мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающей средой и социумом.

Сохраняя преемственность, выходим в дошкольные учреждения. Ребята выступают перед малышами с загадками и сказками собственного сочинения. Посещая библиотеки, музей, зал искусств, предприятия города, ребята с удовольствием пишут сочинения тематические, сочинения-отзывы, доклады, создают книжки-малышки и так далее.

Таким образом, овладение языком , запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления . Психолог Н. И. Жинкин писал : “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык , тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления .

Вывод : В ходе кропотливой работы у учащихся меняется отношение к языку , к его культуре. Развивается осознание красоты языка и эстетической ценности, формируется потребность совершенствовать устную и письменную речь .

27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».

27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».









Учителя русского языка и литературы школы показали не только уроки, но и провели психолого-педагогический практикум для родительской общественности, а также вниманию присутствующих был представлен арт-час «Этюды о России».

На уроке Журавлевой Т.В., учителя высшей квалификационной категории «Слово о словах» (подготовка к сочинению - рассуждению на морально-этическую тему), проведенном в 6 А классе, царила атмосфера творчества и сотрудничества. Учащиеся закрепляли умение по составлению связного текста и орфографические знания, анализировали поэтический текст, решали проблемную задачу - написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Красивая, нежная музыка настроила учащихся 9 «А» класса на встречу с прекрасным - лирикой А.С. Пушкина. Ахмедова Э.А., учитель высшей квалификационной категории, прочла стихотворение Александра Сергеевича, приглашая ребят к разговору.

В ходе урока литературы учащиеся проводили исследования текстов в лирике А.С. Пушкина, работали со словарями и терминами, заполняли бланки, выполняя тестовую работу и формулируя ответ на сопоставительный анализ текста. Ученики ответили на проблемные вопросы, составили кластер, связанный с лирикой А.С. Пушкина, работали с тестами.

Лопырева Н.В., учитель первой квалификационной категории, имеет богатый опыт по подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Её выпускники отлично справляются с заданиями и последние два года имеют одни из самых высоких результатов по государственной итоговой аттестации в районе. На консультации в 11 «А» классе, Надежда Валенти новна показала наиболее эффективные приемы и способы работы с текстовыми заданиями, которые вызывают трудности у большинства учащихся. Дети работали слаженно, активно. В завершении консультации была проведена самостоятельная работа, результат которой был выведен на экран в таблице совместного редактирования. Использование таких методик позволяет решать многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности.

Тема подготовки к ГИА является актуальной на протяжении ряда лет. Школа уделяет этому вопросу особое внимание, апробирует разнообразные формы работы как с учащимися так и с родительской общественностью. На семинаре был представлен один из проектов этой работы - психолого-педагогический практикум для родительской общественности 8-11-х классов «Готовимся к экзамену вместе». Данная форма работы вызвала неподдельный интерес, как у родителей, так и у гостей. Было приятно наблюдать, как родители вместе со сво ими детьми, пользуясь предложенным алгоритмом, старались правильно и быстро выполнить предложенные задания. Интересная и полезная информация, как для учащихся, так и для родителей была сообщена психологом школы Шипиловой Э.Е., были даны рекомендации родителям, как избежать стресса в процессе подготовки и во время сдачи государственной итоговой аттестации.

П раздником души, недаром именн о так его назвали коллеги, районного семинара стал арт-час «Этюды о России». Культура народа России - интеграция литературы, живописи и музыки помогла показать красоту поэтического слова, услышать и почувствовать проникновенность звуков, потому что слова и звуки являются полным выражением жизни. В арт-часе были показаны этюды, составленные учащимися 2-11 классов школы. Особенно запомнились участникам семинара поэтические произведения в прочтении: Палий Д. (4а кл.), Беккер Д.(4а кл), Галкина К.(4а кл.), Гамзатовой А., (6а кл.), Бочарниковой П (7а кл.), Стопкина М. (8а кл.), Тарасовой А. (8б кл), Седова Р. (5а кл), Марышева Д.(10а кл.), Мяснянкина А.(11а кл.), Попова К.(11а кл.), Антроповой Д. (11а кл.), Раздолгиной Н.(11а кл.), Поповой Е. (11а кл.). Мастерство учителя музыки Рахметовой Э.К. проявилось в профессиональном исполнении учащимися вокальной группы «Новое поколение» музыкальных произведений: «Славься» из оперы Глинка М.И. «Иван Сусанин»; «Купала»; «Аллилуйя»; «Чтобы не было больше войны»; «Аист на крыше»; «Мечтай». Группа «Новое поколение» является победителями и лауреатами межрегиональных и международных конкурсов «Золотой ключик», «Аленький цветочек», «Россия в новом тысячелетии».

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем метод ам и образовательным технологиям, которые учителя школы использовали на уроках в рамках семинара. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:

  • опорный конспект (при повторении теории),
  • ключевые термины, мозговая атака (задание блиц-турнира),
  • исследование текста,
  • групповая работа (исследовательская работа учащихся)

Все эти методы позволяют актуализировать и обогащать имеющиеся у ученика знания по данной проблеме.

На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся:

  • На первом этапе проверяются теоретические знания, путём тестирования на компьютере. Ответы на каждый из поставленных вопросов требуют мыслительной деятельности.
  • Следующим этапом является работа по определенной тематической программе, которая заставляет на практике использовать морфологические правила.
  • Третий этап работы связан с информационными карточками, включающими всевозможные упражнения. Основной целью данной работы является самопроверка по различным орфограммам.

Всё это предполагает большой охват как теоретического, так и практического материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение».

Задачи урока:

  • вызвать интерес к местоимению как часть речи.
  • способствовать формированию прочных и осознанных знаний о местоимении.
  • стимулировать дальнейшую исследовательскую работу учащихся.
  • способствовать развитию у школьников речи, мышления при работе с репродукцией картины И. Левитана «Март».

Оборудование: компьютер, на доске- лингвистическая справка о местоимениях, репродукция картины И. Левитана «Март».

Примечание: класс разделен на 3 команды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Цель нашего урока - обобщить знания о местоимении и проверить свои навыки в употреблении местоимений в своей речи.
Посмотрите шуточную сценку перед дальнейшей серьезной работой.

Сценка (вызов интереса)

Ученик в роли местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!

Ученый Реформатский с исторической справкой:

По совокупности своего грамматического и общеязыкового поведения местоимение выделяется особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки на футболе или дублеры в театре выходят на поле или на сцену, когда нужно освободить от игры «знаменательное слово»

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что местоимений не так много, но их роль важна в нашей речи. Они имеют древнее происхождение и происходят от лат. слова pronomen – вместо имени. Таким образом, местоимение указывает на лицо, признак и число. Вот сегодня мы проверим эти свойства местоимений. Итак, приступим к работе. Первый этап нашего исследования – теоретический.

II. Теоретический блок

– Нашу работу мы начнем с теоретической разминки на компьютере.

1. Терминологический диктант с самопроверкой

– Какие местоимения указывают на лицо? (Личные)
– Назовите возвратные местоимения. (себя)
– Какие разряды местоимений включают одни и те же слова. (Вопросительные и относительные)
– От чего зависит написание не-ни в отрицательных местоимениях? (Ударение)
– Как пишется приставка кое -, суффиксы -то , -либо , -нибудь ? (Дефис)
– Какое местоимение не склоняется? (Таков)
– Что влияет на раздельное написание не-ни в отрицательных местоимениях. (Предлог)
– Какова синтаксическая функция местоимений-прилагательных? (Определение)

2. Проверка домашнего задания (устная работа)

«Взаимный бой» (перекрестные вопросы 3 командам)

Вопросы Предполагаемый ответ
1) Можно ли к местоимению1 и 2 л. задать вопрос «Что?»? Нет, т.к. они указывают на говорящего. А говорящий - это «Кто?»
2) Можно ли к местоимению 3 л. задать вопрос «Кто?»? Можно (вопросы «Кто?», «Что?» )
3) Какие личные местоимения могут употребляться в значении притяжательных? Личные местоимения он, она, они в родительном падеже выступают как притяжательные
4) На что указывают местоимения-прилагательные? На признак предмета
5) Как изменяются все местоимения-существительные? По падежам
6) Какие местоимения не имеют именительного падежа? Себя, некого, нечего

Одновременная работа на доске. Синтаксический разбор предложений с взаимопроверкой. Объяснить смысл пословиц. Назвать разряд местоимений. (Работают 3 ученика).
Грубость не делает чести никому.

Всякому дню нужна своя забота.
Никто про себя плохо не скажет.

III. Практический блок

1. Работа с классом

Задание: Графический диктант на компьютере.

Вставить пропущенную букву и построить график:

нЕсколько задач, нЕчего сказать, ничЕго себе, крыть нЕчем, нИкаких гвоздей, нИ о чем не спрашивай, нЕкому сказать,нЕ с кем поговорить, нИчей стол, как нИ в чем не бывало.
Итак, поставьте оценки за свои знания по данной орфограмме.

2. Работа в группах (по карточкам)

1 группа.

Объяснить значение фразеологизмов с возвратным местоимением «себя», подобрав к ним синонимы. Составить с любым из них предложение.

  • Прийти в себя – хорошо себя чувствовать.
  • Сама на себя не похожа – изменилась.
  • Себе на уме – хитрый.
  • Выйти из себя – разозлиться.
  • Проявить себя – проявить свои качества.
  • Читать про себя – тихо.
  • Хорошо того учить, кто слушает.
  • Кто много обещает, тот мало делает.
  • Какова яблонька, таковы и плоды.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Объяснить смысл пословиц.

3 группа.

Найти в стихотворении определительное местоимение и фразеологизм с ним. Какие еще фразеологизмы вы знаете с данным разрядом местоимений.

Про сома

Все приходится сому
С детства делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам еду себе найди!
Сам в беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся:
Сам с усами

Сам с усами – нисколько не хуже других
Сам по себе – самостоятельно
Сам не свой – расстроенный
Само собой – без каких-либо усилий.

3. Задание «Найди ошибку» (работа со всем классом)

Устранить недочеты в употреблении местоимений.

  • Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него (со зверя) снять шкуру.
  • Когда у ей(ней) получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  • Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  • Из их него окна раздавались звуки знакомой мелодии.
  • Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки.

Вывод (делает учитель): При употреблении местоимений 3л. нужно помнить, что оно обычно заменяет ближайшее к нему существительного в форме того же рода и числа.

4. Конструирование предложения (одновременная работа у доски 3-х учеников)

Записать предложение, заменяя определительное местоимение противоположным, заменяя и формы сказуемых:

5. Блиц-опрос «Кто самый догадливый» (грамматическая викторина – устно)

  • Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом. (Мой)
  • К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»? (К местоимению «вы», вы -года)
  • Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получилось то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения. (Те-мы)
  • Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (Между «ты» и «вы» предлог «к», получим ты-к-вы )
  • Напишите 2 личных местоимения, которые вместо составили бы имя существительное множественного числа. (Я-мы)
  • Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (Те-сто)
  • К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд помещений в доме на одном уровне? (К местоимению «эта», эта-ж )
  • Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Указательное местоимение «тот» и личные «оно», «я»)
  • Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (Личное местоимение «он», союз «но»)
  • Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак, превратится в маленького грызуна. (Личное местоимение 1 л. множественного числа «мы», «мышь»)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

– Отгадать загадку:

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

– Посмотрите на часики. Они без стрелок.

1. Посмотрите глазками на цифры 12, 6,3,9.
2. Закройте глазки, откройте.
3. Поработайте глазками вместо стрелок: по часовой стрелки, против часовой стрелки.

IV. Развитие речи

1. Работа по репродукции картины И. Левитана «Март»

Вопрос. Какое впечатление оставляет эта картина?

Весна. Всё наполнено теплым, душистым воздухом и теплым светом весеннего солнца. Природа пробуждается. Показана радость пробуждения природы. Все пронизано каким- то ожиданием. Природа будто поёт какую-то мелодию

2. Работа по тексту К. Паустовского

Невольные слезы обожгли мне глаза. Эта картина Левитана «Март» вошла в моё сознание как проявление такой величавой и благородной красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. Со мной творилось что-то непонятное. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я люблю её до последней веточки на самом неприметном дереве.

Задание. Главная мысль этого текста

  • Какой заголовок можно придумать к тексту?
  • Найти местоимения, назвать разряд (устно)

Составить одно предложение о весне с использованием метафоры записать его

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру по данной репродукции с использованием местоимений.

VI. Итог урока

Рефлексия

– Какие задания вызвали затруднения?
– Какие задания выполнить было легко и интересно?

– На своем контрольном листе поставить «+» или «–» возле нумерации каждого задания.

11 марта 2016 года состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы, тема которого «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» в урочное и внеурочное время». В работе семинара приняли участие учителя русского языка и литературы школ города, заведующая ММЦ Руднева Н.В., руководитель ГМО учителей русского языка и литературы Иноземцева Т.В., администрация школы.


Открыла семинар Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, выразив надежду на плодотворную и полезную работу. Галина Владимировна, положив каждому из присутствующих на ладонь яркую бабочку, рассказала притчу:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Тем самым Дунаева Г.В. напомнила присутствующим о том, что в их руках ребенок. Надо, чтобы он чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным. А школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Ведь главная задача учителя не только давать знания, но и воспитывать. Именно поэтому семинар был посвящен духовно-нравственному воспитанию учащихся школы.



Дунаева Галина Владимировна представила свой опыт работы по теме «Методы, формы и приёмы работы по подготовке учащихся к ОГЭ (изложение) по русскому языку». Цель мастер-класса: знакомство с наработками учителя по данной теме, освоение и отработка практических умений написания сжатого изложения. В ходе работы участники семинара работали в парах и самостоятельно, написали сжатое изложение. Педагогом были созданы условия для развития профессионализма участников семинара, совместно отработаны методические приемы.

На уроке литературы в 5 Б классе по теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в творчестве С.А.Есенина» учащиеся Лазаревой Елены Васильевны познакомились с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А.Есенина, почувствовали в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Урок начался с демонстрации мини-проекта «Мой дом - Щигры», который подготовили Клевцова Дарья и Улитина Полина. А далее ученики построили дом с помощью кирпичиков, на которых были написаны нравственные качества. На уроке ребята продемонстрировали умение работать в парах, самостоятельно, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка. Урок способствовал развитию образного и эстетического мышления.



Литературно-музыкальная композиция «История любви» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), подготовленная Клевцовой Еленой Евгеньевной и учащимися 11 класса смотрелась на одном дыхании. Ребята играли очень искренне, эмоционально, передавая те чувства, которые характерны для них в этом возрасте: любовь, первые признания и разочарования. Параллельный показ двух историй любви: Творца и Мастера - позволил участникам семинара по-другому взглянуть на произведение, на историю Мастера и Маргариты. Слайдовая презентация в ненавязчивой форме обращала внимание присутствующих на важные факты биографии, помогла воссоздать зрительный облик автора. Удачно подобранная песня и видеофильм придали дополнительный эмоциональный настрой. Неожиданно и приятно было видеть после спектакля на лицах присутствующих слезы, это значит, что история любви Булгакова и Мастера тронула их сердца.

Участники семинара побывали на заседании поэтической студии «Вдохновение»: «Целый мир от красоты», руководителем которой является Сергеева Татьяна Гавриловна. Цель работы поэтической студии: создание условий для становления духовного мира ребенка, формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. Присутствующих тронуло проникновенное чтение учащимися собственных поэтических текстов. Выступление ребят получилось содержательным, ярким и запоминающимся.

Рефлексия показала, что семинар получился интересным, полезным, актуальным. Участниками и гостями семинара была дана высокая оценка деятельности учителей русского языка и литературы нашей школы. В заключение участники семинара, выбрав полоску желтого цвета, сложили лучистое солнышко. Оказывается, всё в наших руках!
Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тээлинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

учителя русского языка и литературы

Демдек Айлан Сарыг-ооловны

с. Тээли- 2015

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Г лавная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку

    орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

    синтаксические нормы русского языка;

    стилистические нормы русского языка.

    средства связи в словосочетании;

    морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

    типы сложных предложений и их специфика;

    средства языковой выразительности.

    композиционное оформление сочинения;

    логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

    грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

    теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

    Отсутствие навыков тестирования . Пробный ЕГЭ проблему не решает;

    Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

    Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

    При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ"ов;

    Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для себя я определила 8 основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"?

То же относится и к части 2. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

    посещать курсы по подготовке к ЕГЭ), где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

    перенимать опыт у других учителей

    изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

    знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»

Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.

С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю презентации и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача - научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -- угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория - фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме)

Второй шаг . Создаем алгоритм решения «задач» частей 1,2.

Мы называем задания частей 1 и 2 задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях 1 и 2. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям 1,2 позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (1,2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой (1-6, 7-12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Правило 3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел 1, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.

На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, первая часть (1) занимала не более 60 минут , вторая (2) - 30 -40 минут , тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и на его проверку.

Начни с легкого, т.е. с части 1! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части 2? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью 3 на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений (« Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы . Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.