В возрасте шести, семи лет у ребенка возможен очередной возрастной кризис. Ему надоедают детские игры, изменяется поведение. Ребенок начинает отрицать прежние ритуалы, он уже большой, вырос, и малышовые занятия ему ни к чему. Причем устанавливаться в своей взрослости ребенок может по-разному, перестает убирать за собой, уворачивается от маминых объятий. В общем, протестует, как может. Нагрянуть кризис может как в шесть, так и в восемь лет, в зависимости от внутреннего, эмоционального развития малыша. Этот кризис семи лет, как условно называют его психологи, и определяет готовность ребенка к школе.

Ритмы развития у каждого ребенка разные. Кто-то в пять с половиной лет уже готов к получению знаний за партой, а некоторым детям и в семь лет рано. Не нужно пугаться, что ребенок пойдет в школу позже других. Это избавит вас от многих проблем. На вопрос хочет ли ребенок в школу, практически каждый малыш ответит утвердительно. А как же, ведь ему купят красивый портфель, яркие ручки и карандаши, он наденет школьную форму. В действительности дальше этого мечты ребенка не заходят, да и как он это представит, в школе же он ни разу не был.

Как рассказать ребенку, что его ждет после первого в его жизни звонка на урок? Некоторые родители, чтобы усилить для ребенка привлекательность обучения расписывают все в розовых красках, идеализируют школу. Столкнувшись с реальностью, ребенок часто разочаровывается, ведь школа не оправдала его надежд. Также нельзя описывать школьные занятия как тяжелые утомительные будни. Ребенок испугается, и будет воспринимать занятия, как исполнение повинности. Следует объяснить малышу, что учиться здорово, но в школе ему придется выполнять ряд правил, подчиняться определенным требованиям и посмотреть за его реакцией, если его не испугали трудности, то он действительно готов учиться.

Также не маловажным является социальная и психологическая подготовка ребенка. Понаблюдайте, как он общается со сверстниками, может ли найти компромисс, умеет ли сдерживать эмоции и желания. В возрасте шести лет ребенок уже довольно четко осознает себя в окружающем мире. Адекватная оценка себя должна быть примерно следующей: «Я самый замечательный, но что-то умею лучше других, что-то хуже, но я из-за этого не переживаю, так и должно быть». Утверждения же типа «Я неумеха» или «Я самый, самый», должны заставить вас насторожиться.

Если малыш хорошо читает, считает, любознателен, не спешите записывать его в первый класс. Оцените его психологическую готовность к этому шагу. Ведь если малыш очень ранимый, обидчивый, или наоборот агрессивен, неуступчив, неусидчивый в школе ему будет сложно, здесь возможны и проблемы с учителями, с одноклассниками, плохая успеваемость, последующее за этим нежелание посещать школу. Пусть побудет дома еще годик, наиграется, повзрослеет. Того, что интерес учебе у ребенка пропадет бояться не стоит. Малыш каждый день познает новое, можно играть с ним в развивающие игры, стоит записаться на курсы подготовки к школе. Ребенок почувствует, что делает что-то важное, значимое и через годик сядет за парту без проблем.

Для многих родителей большой проблемой является момент, когда их чадо готовится к началу школьного обучения. Этот этап важен для семьи, поэтому психологи рекомендуют начинать получение фундаментального образования только тогда, когда малыш полностью для этого созреет. Полная готовность поможет пережить жизненные изменения легче. Узнать, готов ли ребенок к школе, можно при помощи комплексного тестирования. Его проводят педагоги и психологи. Сам родитель может провести диагностику, но результаты ее будут не точны. Домашнее прохождение тестов поможет лишь найти слабые стороны в подготовке малыша, определить, на что лучше всего обратить внимание.

Несколько лет назад для поступления первоклассникам было достаточно физической готовности. Она заключается в достижении возраста 6.5 – 7 лет. Будущий школьник должен соответствовать параметрам:

  • наличие 2 и более постоянных зубов;
  • соответствие веса и роста возрасту;
  • снижение числа респираторных заболеваний за последний год;
  • хронические заболевания отсутствуют или длительно не проявляли себя;
  • отсутствие функциональных и психических отклонений (или они незначительны);
  • группы здоровья с 1 по 3;
  • до 1 – 2 незначительных логопедических дефектов.

Перечисленные признаки физического созревания до сих пор актуальны. Точно установить, соответствует ли физическое развитие фактическому возрасту, можно при помощи всесторонней диагностики. Она проводится у всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Если малыш не садовский, то родителям нужно заблаговременно пройти специалистов. Состав обследования:

  • посещение врачей узкой специализации: ЛОР, офтальмолог, уролог (или гинеколог), хирург, ортопед, стоматолог, дерматолог, невролог, психолог;
  • дополнительные консультации с узкими специалистами (если есть проблемы – логопедические, психиатрические отклонения);
  • исследования крови (на сахар, биохимическое определение состава, развернутый анализ);
  • исследования мочи и кала;
  • осмотр педиатра.

Участковый врач подводит итог всех исследований, он проводит замеры роста, веса, объема головы и грудной клетки. По необходимости могут быть назначены дополнительные исследования. Все данные заносятся в карту, для школьных медицинских работников.

Начинать проходить врачей необходимо еще весной, чтобы до начала учебного года посетить дополнительные консультации.

Интеллектуальная готовность

Для определения интеллектуальной готовности проводят тест Керна Йерасека. Он состоит из 3 частей:

  • создание рисунка по описанию;
  • копирование фразы, написанной строчными буквами;
  • повторение рисунка из точек.

Самостоятельное определение готовности ребенка к школе с помощью представленного теста возможно, но результат будет нечетким. Педагоги-психологи, изучая результаты, замечают самые незначительные отклонения, а родители склонны идеализировать творчество своего чада.

Тест Йерасека относится к категории сложных, но его применяют практически во всех школах. Интересно то, что оценка результата проходит по обратной пятибалльной шкале, то есть «5» — худший результат, а «1» — лучший.

Разберемся, как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. В качестве тренировки предложите пройти малышу такой тест:

  1. Рисунок человека женского пола. Четко прорисованная фигура, лицо, детали одежды оцениваются в 1 балл, 4-ку ставят за схематичный рисунок, 5-ку за каракули. Промежуточные баллы малыш получает за отсутствие деталей, нечеткую прорисовку.
  2. Напишите на листе фразу из трех слов. Если ребенок повторит ее аккуратно, не отклонит строку больше чем на 30 градусов и не увеличит буквы в несколько раз, то поставьте ему 1 балл. Градация остальных оценок проводится аналогично первому заданию.
  3. Нанесите на лист 10 точек небольшой группой, попросите дошкольника повторить ее. Если он хорошо повторил образец, то поставьте ему 1 балл. Отказ от выполнения задания – 5 баллов.

Считается отличным результатом получение дошкольником от 3 до 5 баллов. Допустимым от 6 до 9. Оценка свыше 10 баллов означает, что малыша еще рано отдавать в школу. Необходимо дополнительно заниматься с ним, пройти тщательное обследование у логопеда, психолога, невролога и психиатра. Если во всех трех заданиях были получены «пятерки», то это тревожный сигнал, скорее всего малышу требуется помощи специалиста.

Это не единственный тест на интеллект, который придется пройти дошкольнику. Во время собеседования при зачислении в первый класс всегда ставятся дополнительные задачи:

  1. Проверка обобщения. Перед ребёнком ставится задача одним словом назвать изображения на картинке: деревья, фрукты, овощи и прочие. Родители могут самостоятельно сделать карточки с такими картинками для занятий.
  2. Графические диктанты помогают определить, насколько хорошо кроха ориентируется в пространстве.
  3. Тест на внимание. Будущий школьник должен уметь сосредотачиваться, иначе он не сможет справиться с учебной нагрузкой. Простейший способ проверки внимания – просьба определить, какое слово длиннее.
  4. Умение составить рассказ по картинкам, способность ориентироваться во времени. Для этого способа диагностики также потребуется распечатать или вырезать из детской книжки картинки, которые будут поэтапно иллюстрировать рассказ. Родитель или педагог читает историю, а потом просит чадо разложить картинки правильно. Одновременно с этим проверьте память, попросите кроху пересказать историю.

Дополнительные баллы на проверке знаний получают те дети, которые знают азы чтения и умеют решать простейшие примеры. Родителям следует чаще разговаривать с чадом, чтобы он мог строить развернутые фразы. При подготовке к тестам старайтесь избегать оценок, не говорите дошкольнику вслух, что он не справился.

Психологи считают готовность ребенка как личности одним из немаловажных факторов. Во время вступительных испытаний проверяют степень подготовки ребенка путем собеседования. У детей 6 лет часто не пройден этап личностного роста. Если спросить их о желании пойти в школу, то большинство отвечает отрицательно. Это свидетельствует о важном упущении со стороны родителей. В качестве подготовки взрослые должны регулярно проводить беседы, рассказывать о школе и особенностях обучения в ней.

Старайтесь сформировать положительный образ учебного заведения в глазах ребенка. При этом он не должен быть утопическим. Многие малыши считают школу подобием детского сада. Они не понимают, что им придется менять образ жизни.

Еще один важный аспект личностной готовности – изменение поведения ребенка. Если раньше большую часть дня его занимала игра, то к 7 годам он должен вести познавательную деятельность. Он становится более самостоятельным, учится контролировать свои действия, осваивает навыки моторного развития.

Важно до школы успеть пройти стадию социализации: научиться общению, построению взаимоотношений, самообслуживанию. Некоторые родители сознательно ограждают ребенка от детского коллектива. В дошкольном учреждении он получает навыки послушания, учиться разговаривать с другими детьми, решать конфликтные ситуации, договариваться.

Мотивация и особенности подготовки дошкольника

Формирование мотивационной готовности – обязанность родителей. Она напрямую связана с созреванием дошкольника как личности. Некоторые дети до 7 лет не готовы менять свою жизнь, они берут с собой на занятия игрушки и отвлекаются на них в течение урока. Это типичный признак не готовности к школе. Если вы не хотите, чтобы ваше чадо осталось в первом классе на второй год, то стоит заранее понаблюдать за ним.

Попробуйте организовать занятия дома в виде урока. Поиграйте с малышом «в школу», посмотрите: как он будет реагировать на необходимость достать карандаши, отвечать на вопросы, слушать разъяснения. Дополнительно необходимо посещать детский сад, группы кратковременного пребывания.

Если вы забрали ребенка из дошкольного учреждения по причине частых болезней, стоит изменить свое решение. С 3 до 7 лет формируется иммунитет, если ограждать кроху от недугов, то болеть он начнет в начальной школе. Это приведет к повышенным нагрузкам и отставанию в программе.

Беседуйте на тему ожиданий от школы, обсуждайте главный вопрос – почему малыш хочет учиться. В 7 лет на него возможны разные ответы. Стоит тревожиться, если ожидания сводятся к новому ранцу или красивым тетрадям. Мягко мотивируйте получить образование, чтобы стать врачом, поваром или другим специалистом. Приводите в пример кумиров ребенка, которые отучились в школе, чтобы достичь профессиональных высот. К 7 годам кроха все чаще задумывается о будущей профессии, он может часто менять предпочтения, но стоит в разговоре обязательно упоминать необходимость сначала окончить школу. Это поможет ребенку осознать необходимость фундаментального образования для дальнейшей самореализации в жизни.

Особенности адаптации в школе у неподготовленных детей

Родители должны заниматься подготовкой ребенка и понимать, что перемены затронут жизнь всей семьи.

Семилетнего ребенка невозможно оставить дома на дополнительный год, по стандартам образования ему необходимо посещать школу. Основной проблемой ребенка, который не полностью готов к новому этапу обучения, является изменение режима дня. Внедрить новшества необходимо заранее, чтобы кроха адаптировался до 1 сентября. Распорядок дня не должен выглядеть как строгое расписание, укажите по часам, что должен делать кроха, но оформите список ярко и красочно. Можно взять за основу готовые шаблоны с любимыми мультипликационными героями малыша.

Тем, кто посещал детский сад, сложно отказаться от дневного сна. Разрешите малышу отдыхать, но подгадаете время так, чтобы это не мешало обучению и выполнению домашних заданий. Сократите время сна, если это необходимо. По мере взросления младший школьник самостоятельно откажется от минут отдыха.

Если ребенок не смог осилить тест Йерасека, то необходимо заняться мелкой моторикой. Родители допускают серьезную ошибку во время обучения навыкам письма – заставляют ребенка часами писать однообразные крючки или буквы. Вместо этого необходимо использовать упражнения на развитие мелкой моторики. Простейшей игрой является сборка моделей из мелких деталей конструктора.

Психологи одной из основных проблем считают личностную незрелость будущих школьников. Бороться с этим нужно совместными усилиями учителей и родителей. Если кроха робок и застенчив, скажите об этом педагогу. Он поможет наладить ему отношения с одноклассниками при помощи игр.

Такого ребенка обязательно нужно хвалить и привлекать к выполнению домашних обязанностей. Даже за попытку справиться с любым заданием поощряйте чадо. В первом классе редко используют традиционную оценочную систему, так как критические замечания могут ранить младшего школьника. Замечайте только положительные попытки, приободряйте ребенка при неудачах.

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

17Май

Как определить готовность ребенка к школе

Многие родители начинают задумываться о подготовке ребенка к обучению задолго до первого звонка. Занятия в детских садах, школах раннего развития, кружки, спортивные секции - все это не для того, чтобы занять малыша в свободное время, это первые шаги на пути к успешной учебе.

Готовность к школе («школьная зрелость») отнюдь не замыкается на умениях дошкольника выразительно читать и считать до ста.

Психологи и педагоги подчеркивают многоплановость этого явления и выделяют в нем несколько «пластов».

Физическая и физиологическая готовность включает в себя:

1. Параметры веса, роста, объема грудной клетки, окружности головы, которые должны соответствовать показателям, определенным для детей 6 – 7 лет.

2. Сформированность структур головного мозга, отвечающих за обработку информации; развитые речевые навыки, слух и зрение; готовность системы высшей нервной деятельности к нагрузкам.

3. Состояние здоровья.

4. Развитая крупная моторика (умение прыгать, быстро бегать и т. п.).

Социальная (личностная) готовность касается разных типов взаимоотношений ребенка с миром:


Ребенок – взрослые.
Способность дошкольника исполнять роль ученика, идти на контакт с разными людьми, быть активным в общении.

Ребенок – сверстники . Умение взаимодействовать в команде, соотносить свои действия с действиями других детей, проявлять лидерские качества или подавлять нежелательные проявления характера ради общей цели коллектива. Хорошо сформированные коммуникативные навыки.

Ребенок – его «Я». Адекватной самооценка, обретение качеств, свойственных новой роли школьника.

Интеллектуальная готовность определяется степенью сформированности:


Мотивационная готовность затрагивает отношение дошкольника к процессу обучения и включает в себя:

  • желание ребенка ходить в школу,
  • потребность узнавать новое,
  • стремление стать похожим на старших школьников,
  • самолюбие.

Эмоционально – волевая готовность подразумевает:

  • наличие качеств, позволяющих ребенку преодолевать неуверенность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение ставить цель и достигать ее;
  • любознательность и любопытство.

Как понять, сможет ли ребенок учиться в начальной школе ? Сначала необходимо ознакомиться с критериями готовности, а затем с помощью тестов и специальных методик определить степень школьной зрелости будущего первоклассника.

Критерии готовности к школе

Физическое развитие

  1. У ребенка развитая мускулатура.
  2. Он ловко и уверенно двигается.
  3. Владеет кисточкой, карандашом и другими предметами.
  4. У него нормальная координация.
  5. Удерживает равновесие на высокой перекладине.
  6. Он попадает мячом в цель и ловит брошенный ему мяч.
  7. Закрашивает картинки, не выходя за границы рисунка.
  8. Он умеет застегивать и расстегивать одежду, завязывает и развязывает шнурки, вырезает ножницами фигуры из бумаги.

Желание учиться


Отношения с другими людьми

  1. Ребенок не боится вступать в контакт с незнакомыми детьми. (Статья про )
  2. Любит играть со сверстниками.
  3. Он понимает и принимает правила игры, при возникновении конфликта старается найти положительное решение.
  4. Ребенок может остаться один в незнакомой обстановке на некоторое время.
  5. Он общителен, способен отстаивать свои интересы.

Самостоятельность

  1. Дошкольник соблюдает режим дня.
  2. Он может самостоятельно одеваться, выполнять необходимые гигиенические действия.

Управление познавательными процессами и поведением

  1. Умеет передать содержание прослушанного рассказа.
  2. Понимает простые причинно-следственные связи.
  3. Знает основные формы и различает базовые цвета.
  4. Умеет считать и определять простые числа, знает буквы, запоминает короткие стихи и песни.
  5. Четко и внятно говорит.
  6. Может в течение десяти минут заниматься каким-либо делом.
  7. Ребенок способен играть один в игрушки, выдумывая сюжеты, озвучивая персонажей своей игры.
  8. Не проявляет чрезмерную раздражительность и агрессию в случае неудачи.

Методики для определения готовности к школе

  1. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. С. Ясюковой.
  2. «Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения» М. Н. Ильиной
  3. «Готовность к школе – развивающие программы» И. В. Дубровиной.

Каждый родитель может провести экспресс – диагностику готовности своего ребенка за несколько минут , попросив его ответить на вопросы:

  • о нем самом (имя, адрес),
  • о составе семьи,
  • о профессиях членов семьи,
  • об окружающем мире (временах года, днях недели и т. п.),
  • об известных ребенку диких,домашних животных, птицах,
  • о школе и его желании ее посещать.

Ответы на вопросы должны быть полными и правильными. Если ребенок ответил на большинство из них, то его готовность к школе характеризуется как высокая, если затруднился с ответом на две трети вопросов, то готовность низкая.

Главное, чтобы ребенок во время проведения тестов был спокоен, в хорошем настроении и готов вас слушать внимательно.

Как повысить уровень готовности

Что делать, если тестирование показало слабую школьную зрелость ?

1. Если ребенку еще нет 7 лет, то можно подождать год, но посвятить это время устранению пробелов. Скорее всего, понадобится помощь нейропсихолога, а может, достаточно будет домашних занятий.

2. Если родители выявили низкую готовность к школе за несколько месяцев до начала учебного года, необходимо:

Категории: / / от

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.